0
1396
Газета НГ-Политика Интернет-версия

24.03.2009 00:00:00

Куда пойдут рейтинги?

Валерий Федорович

Об авторе: Валерий Федоров - генеральный директор ВЦИОМа.

Тэги: власть, рейтинг


власть, рейтинг Даже в трудные времена нация доверяет первым лицам государства.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Всероссийский центр изучения общественного мнения на протяжении последних четырех лет еженедельно подсчитывает рейтинги одобрения работы первых лиц государства. За последние годы уровень этого одобрения для президента страны обычно не опускался ниже отметки в 70%. Смена главы государства в 2008 году оказала понижающее влияние на эти уровни поддержки, но значительным его назвать трудно. Начиная с августа–сентября 2008 года, после войны на Кавказе, президент и премьер идут «нога в ногу».

В последние годы в общественном мнении сформировалась устойчивая база поддержки первых лиц государства, которая в критических точках может меняться по цифровым показателям в ту или иную сторону, но сама база поддержки при этом остается неизменной. Кризис, безусловно, многое изменил в поведении и оценках людей, сказался и на рейтингах политиков, однако никаких тектонических разломов в «электоральном плато» не ощущается.

Первые данные, на основании которых можно рассуждать о начавшемся снижении рейтингов первых лиц, пришли 8 февраля 2009 года: уровень одобрения работы главы государства достиг 69%, председателя правительства – 74%. Таким образом, по отношению к пиковым оценкам сентября 2008 года, когда был зафиксирован исторический максимум, рейтинг президента опустился на 10%, премьера – на 7%. Спустя неделю рейтинги снова подросли на 2–3%. Так что все описанное больше напоминает колебания в рамках довольно узкого диапазона, а не однонаправленное движение. Итак, тенденции либо нет, либо она очень слабо, я бы даже сказал, подозрительно слабо выраженная.

А как у них?

Стабильность рейтингов российской власти особенно заметна на фоне европейских коллег Путина и Медведева (про Америку разговор особый – там злосчастный Буш сыграл роль ритуальной жертвы, приняв на себя все свои и чужие «грехи»). Хуже всего дела обстоят у Николя Саркози: только 36% французов считают, что он хорошо справляется со своими обязанностями (самый низкий показатель за два года работы). За последний месяц Саркози потерял сразу восемь пунктов по рейтингу службы Ipsos. По данным опроса Populus, проведенного для газеты The Times, рейтинг премьер-министра Великобритании Гордона Брауна в январе снизился до 28% (самый низкий показатель за последние полгода). Зато уверенно чувствует себя канцлер Германии Ангела Меркель: ее партию ХДС/ХСС, по данным Forsa, поддерживают 52% немцев.

Рейтинги власти во время кризиса склонны снижаться, но такое снижение не является автоматическим и может быть замедлено или почти вовсе исключено. Имеет значение, например, международный контекст происходящего (если все кругом процветают, а мы падаем – одно дело, если все падают, но мы падаем медленнее других – совсем другое). Весьма значимы фигуры властвующих, их харизма либо ее отсутствие, умение говорить с избирателем на его языке, угадывать его ожидания. Биография и должностная компетенция политика тоже важны: экономисту непросто руководить страной в период войны, но кризис для его политической карьеры вполне может обернуться золотым дном.

Движение рейтинга зависит не только от общеэкономической ситуации (она плоха везде и везде пока ухудшается), но и от особенностей антикризисной политики, которую проводят власти (либо только обещают провести – как Барак Обама в США). Второй вывод: запас прочности у российских лидеров по сравнению с европейскими колоссальный, а его снижение, буде оно произойдет, все равно оставляет власти огромный запас. Рейтинги показывают, что никаких существенных изменений в расстановке политических сил избиратели не хотят, и мартовские выборы в местные органы власти это зримо продемонстрировали. А на прямой вопрос, нужны ли нашей стране досрочные выборы президента и/или парламента, 80% опрошенных (это больше, чем поддерживают и Путина, и Медведева) говорят твердое «нет».

Показательно, что досрочных выборов не хочет даже большинство сторонников КПРФ (70%) и ЛДПР (63%). Главный аргумент против них – они потребуют больших сил и средств, а пользы в борьбе с кризисом от этого не прибавится (мнение 81% опрошенных). Существует, кроме того, твердое понимание, что в оппозиции нет ярких и способных политиков, чей приход к руководству страной изменит ситуацию к лучшему (в такую перспективу верят лишь 9% россиян).


Люди ждут от власти целостного и информационно доступного плана борьбы с кризисом.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Общественные ожидания

Конечно, кризис – это время, когда любые переменные величины (и рейтинги тоже) меняются быстро и в слабо предсказуемом направлении. Первый удар кризиса власть выдержала блестяще: никто, по сути, не предъявляет ей претензий в том, что она виновата в кризисе. Его причины, по мнению людей, лежат за океаном: это крах американской ипотеки, банкротство американских супербанков, расточительная политика мировых держав, тратившихся на военные авантюры в разных точках планеты вместо того, чтобы вкладывать их в развитие. Наконец – падение цен на нефть. В чем из этого виноваты Медведев и Путин? Вопрос риторический.

Впереди, однако, новый этап кризиса, на котором людям будут интересны уже не столько причины кризиса, а пути выхода из него. И что именно делает наша власть, чтобы противостоять кризису, преодолеть его? Сохранение количественно высоких рейтингов скорее маскирует, чем демонстрирует качественное изменение стоящего за ними общественного запроса. Прежде он заключался в требовании поступательного и по возможности быстрого повышения уровня и улучшения качества жизни россиян, наращивания международного веса и престижа страны. Теперь налицо другой запрос – на стабилизацию в экономике, сохранение ключевых социальных гарантий, ясную программу преодоления кризиса.

Именно качество антикризисной политики, которую власть предложит обществу, станет главным фактором движения рейтингов в 2009 году. Люди ждут не раздора между президентом и премьером, не досрочных выборов, не очередной «либерализации» и «демократизации» (и то, и другое – ругательные слова для всякого жившего в позднем СССР). Нынешние рейтинги четко показывают, что, несмотря на существенно снизившееся настроение и ухудшившееся социальное самочувствие, нация продолжает доверять своим избранным лидерам. Но основание этого доверия, то сообщение, которое люди адресуют власти, поменялось: если раньше страна ждала от своих руководителей процветания и подъема, то теперь люди ожидают, что ситуация не будет ухудшаться дальше, что из кризиса мы, пусть с потерями, но выйдем.

Порог чувствительности у людей резко снизился, упала планка притязаний, надежд на быстрый выход из кризиса почти нет. Только 25% опрошенных полагают, что кризис долго не продлится, а 58% уже настроились, что ухудшение – всерьез и надолго. Нет уже иллюзий и насчет того, что Россию кризис затронет меньше, чем другие страны, – 43% полагают, что мы пострадаем от него даже сильнее других.

Люди готовы сами искать способы продержаться на плаву, но резонно рассчитывают в этом на помощь власти, и прежде всего тех лиц, которых они знают и которые внушают им доверие, – Путина и Медведева. Люди ждут и прямого, откровенного и подробного диалога с ними. Кризис невозможно победить в одиночку, не выходя из начальственных кабинетов и топ-менеджерских переговорных! Общество взыскует качественно иного информационного обеспечения антикризисной политики. У Обамы, кстати, с последним все в порядке – рынок не верит его триллионным планам, но о них хотя бы знают все. У нас же антикризисные меры интенсивно реализуются, но 48% опрошенных о них ничего не слышали! Целостный и понятный план борьбы с кризисом не заявлен и не предъявлен обществу. Он не имеет хлесткого, запоминающегося названия («АКМ» Путина благополучно забыты), не распропагандирован, не растащен на цитаты. Думаю, недавнее поручение президента сделать это, обобщить разноплановые меры в единый антикризисный план вызвано трезвым пониманием этого.

Итак, планка общественных притязаний сегодня другая, но адресаты ее остались прежними: это Путин и Медведев. Если раньше их высокие рейтинги служили наградой за череду одержанных побед и залогом побед будущих, то теперь рейтинг – это кредит доверия, обещание поддержки и надежда на способность этих политиков остановить кризис, преодолеть его. Каким способом, когда, за чей счет? От того, услышат ли люди ответы и покажутся ли они убедительными, и зависит, куда пойдут рейтинги власти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Утверждение премьера 10 мая позволит депутатам полноценно проверить новые процедуры

0
303
Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Иван Родин

Вместе с иноагентами из выборного закона удалены донаты и испорченные бюллетени

0
359
Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

0
141
Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

0
190

Другие новости