0
2505
Газета НГ-Политика Интернет-версия

16.09.2008 00:00:00

Стабильная нестабильность

Тэги: россия, независимость, регионы, проблема


россия, независимость, регионы, проблема "Особое мнение" президента Татарстана Минтимера Шаймиева по некоторым общероссийским проблемам раздражает Кремль так же, как и вольница других глав регионов.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Опасные прецеденты

Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, эскалация внутриполитического конфликта в Ингушетии и повышенная активность губернаторов-тяжеловесов – все эти внешне никак не связанные друг с другом события и процессы меняют внутриполитическую реальность в стране.

Начнем с того, что, поддерживая государственность абхазов и проживающих за Кавказским хребтом осетин, Россия тем самым одновременно рискует породить сепаратистский уклон в мышлении проживающих на собственной территории малых кавказских народов. Почему, к примеру, Южная Осетия не может являться ориентиром для ее северного собрата? Конечно, можно обратить внимание на то, что Осетия всегда была российским форпостом на Кавказе и не проявляла претензий на самостоятельность. Однако, как недавно признавал Эдуард Кокойты, попытки искусственно стимулировать сепаратистские настроения в Северной Осетии в прошлом уже предпринимались. Тем более непонятно, почему федеральные власти де-факто осадили югоосетинского лидера, заявившего о намерении своего государства войти в состав России. Попытка законсервировать нынешнюю ситуацию в Южной Осетии на самом деле несет в себе угрозу для российской территориальной целостности.

Те же риски создает и признание государственности абхазов – с учетом того, что родственные им народы имеют на российской территории собственные национальные республики.

Ростки сепаратизма уже заметны в других регионах Северного Кавказа, в частности в Ингушетии. Однако, что не менее опасно для целостности страны, не только на Кавказе, но и в целом в российском обществе зачастую подвергается сомнению необходимость присутствия региона в составе России. Некоторые маргиналы, одурманенные нацистской пропагандой, при этом берутся за нож. Однако сколько еще людей, не признавая методы «бритоголовых», в душе соглашаются со многими их базовыми идеями?

Причем далеко не все из них – дремучие националисты. Некоторые воспримут уход страны из ее южных регионов как отказ от «имперскости» российского государства и возвращение русских в семью «цивилизованных европейских народов». За примерами далеко ходить не нужно. В начале грузинской операции в Южной Осетии один вполне респектабельный либеральный интернет-ресурс в своей редакционной статье обозначил следующее видение ситуации: России представился шанс покинуть Кавказ – необходимо лишь не вмешиваться в грузино-осетинский конфликт. А прямое вмешательство, по мнению авторов статьи, привело бы лишь к росту внутриполитического влияния силовиков и ужесточению внутренней политики власти, отходу от либеральных ценностей.

Хрупкое равновесие

Насколько реален рост сепаратизма на Кавказе, продемонстрировали недавние события в Ингушетии. Сразу же вслед за признанием Россией независимости Абхазии и Южной Осетии о своих претензиях на государственную самостоятельность заявила ингушская оппозиция.

Обострение политической ситуации в республике, судя по поступающей оттуда информации, имеет клановый характер. Убийство лидера ингушской оппозиции Магомеда Евлоева уже привело к ответным действиям в отношении семьи Мурата Зязикова, имеющим все признаки именно кровной мести.

Причем оппозиционные по отношению к губернатору клановые элиты имеют отчетливую сепаратистскую ориентацию. И было бы ошибкой отрицать, что они не получают поддержки извне страны – таковая, вне всяких сомнений, существует.

Однако на самом деле политическая нестабильность как Ингушетии, так и региона в целом запрограммирована нынешней политикой федерального центра на Кавказе. Самоустраняясь от более активного участия во внутренних делах региона, покупая лояльность местных элит за счет бюджетных дотаций и обозначая собственное присутствие исключительно через силовые структуры, Кремль уже практически получил «стабильно нестабильный» Кавказ с проявлениями сепаратистских настроений и множеством других негативных признаков вроде высочайшей коррупции.

К примеру, опасные тенденции сохраняются в Дагестане. В Чечне ситуация не выходит из-под контроля лишь потому, что оппонирующие Рамзану Кадырову клановые элиты апеллируют к поддержке федерального центра и пока находят там определенное покровительство.

Во время некоторых внутрикавказских кризисов функции по поддержанию стабильности возлагались на полпредство президента в Южном федеральном округе. Наиболее очевидные тому примеры – эффективные действия Дмитрия Козака в Карачаево-Черкесии и во время очередной активизации осетино-ингушского конфликта. Однако поддерживать стабильность на постоянной основе этот орган не способен – для этого у него не хватает ресурсов и полномочий.

Хотя сам принцип привлечения внешней силы для обеспечения политического контроля над Кавказом, возможно, был бы более эффективен, чем поддержание нынешнего статус-кво. Напомним: в царской России регионом фактически руководили русские генерал-губернаторы и наместники. Это было обусловлено не только инерцией кавказских войн, но и неплохой способностью личных императорских ставленников, не обремененных связями с местными элитами, находить межнациональные и межэлитные балансы и компромиссы, причем опираясь вовсе не только на силовой ресурс.

Во время создания института федеральных округов наблюдатели уже проводили параллели между полпредами и генерал-губернаторами времен Российской империи. Насколько эти две категории госчиновников прошлого и настоящего близки друг к другу по внешней форме, настолько же они разнятся по своей сути. Генерал-губернаторы обладали мощными ресурсами и полномочиями, включая политические и силовые. Их подбирали из числа наиболее одаренных управленцев, лично преданных главе государства, а не исчерпавших себя чиновников, которых «некуда приткнуть», как зачастую случается с полпредами. Впрочем, перед использованием этого опыта в новых условиях существует препятствие: расширение полномочий полпредов противоречило бы федеративному устройству страны.

Тяжеловесы не спешат уйти со сцены

Если посмотреть на ситуацию шире, можно легко увидеть: не только на Кавказе, но и в целом по России федеративные отношения серьезно разбалансированы. Но если в случае с национальными республиками на Кавказе федеральный Центр сознательно самоустраняется от их внутренних проблем, то на остальной территории страны ситуация носит иной характер.

Не секрет, что губернаторы-тяжеловесы, доставшиеся нынешней России в наследство от ельцинской эпохи с присущими ей центробежными поползновениями в отношениях отдельных регионов с центром, всегда раздражали Кремль. Казалось, что реформа региональной исполнительной власти, предпринятая федеральным Центром в 2004 году, выбьет из-под них главную опору – автономность от Москвы, основанную на прямых выборах губернаторов. Однако, сохранив контроль над региональными экономическими ресурсами и элитами и электоральную популярность, большинство из них продолжают чувствовать себя вполне вольготно и по сей день: Кремль явно не рискует пойти на столкновение с этой силой.

Разумеется, позиции разных губернаторов-тяжеловесов не одинаковы и находятся в постоянной динамике. К примеру, башкирский глава Муртаза Рахимов вот уже некоторое время пребывает в неопределенном состоянии и все меньше демонстрирует способность контролировать региональную элиту. А президент Татарстана Минтимер Шаймиев в последнее время мало заметен, хотя время от времени не упускает случая высказать свое «особое мнение» по тем или иным общероссийским вопросам.

Напротив, мэр Москвы Юрий Лужков словно бы и не заметил слухов о предстоящей замене на вице-премьера Сергея Иванова. Столичный градоначальник демонстрирует небывалую активность, выходящую за рамки выполнения своих прямых функций. Взять хотя бы риторику Лужкова в отношении Севастополя. В 90-х годах аналогичное поведение московского мэра воспринималось как проявление претензий на федеральную власть. Что стоит за его нынешним всплеском активности, пока понять сложно. При всем этом руководитель Москвы демонстрирует полную уверенность в себе.

К прежним губернаторам-тяжеловесам сейчас уже с легкостью можно добавить и некоторых их кавказских коллег. К примеру, чеченского главу Рамзана Кадырова, пользующегося особым покровительством Кремля и имеющего практически бесконтрольную свободу действий на вверенной ему территории.

Позиции регионалов-тяжеловесов резко контрастируют с позициями большинства других представителей губернаторского корпуса. Многие из них, прошедшие через новую систему формирования региональной исполнительной власти, имеют заведомо меньше возможностей влияния, чем их коллеги.

К тому же федеральный Центр, похоже, так и не решил для себя, насколько принятые четыре года назад правила наделения полномочиями губернаторов действительно эффективны. Дискуссия, которая велась в СМИ несколько месяцев назад по этому поводу (в том числе с участием прокремлевских политологов, предлагавших изменить некоторые подходы к формированию губернаторского корпуса), весьма примечательна.

Так или иначе, проблему оторванности отдельных регионов – столичного и ряда национальных республик – от общероссийского политического поля предстоит решать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
491
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
906
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
523
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
404

Другие новости