В региональных СМИ сложилась традиция – о главе региона говорят либо хорошо, либо никак. Газеты, которые в основном контролируют местные власти, стараются рассказывать только о достижениях главы области. О том, нужно ли это для формирования позитивного имиджа региональной власти, «НГ» рассказал политолог Игорь Бунин.
– Игорь Михайлович, руководители регионов регулярно меняют имидж – в моде то «истинные демократы», то «крепкие хозяйственники», то «жесткие руководители». Какой имидж руководителя актуален для региональной элиты сегодня?
– Сегодня актуален имидж либерального главы региона, способного бороться с коррупцией, создавать новые технологии, проводить инновации, внедрять инвестиции – в общем, действовать по принципу «четырех И». Демократы, бывшие успешные руководители – все это уже не годится. Главам регионов приходится следить за изменениями в стране и быть на уровне современных требований к чиновникам.
– Раньше руководители обращались с агитацией к избирателям, а теперь им приходится формировать свой имидж для наблюдателей из федерального Центра. Какие способы используются для этого?
– Главы регионов теперь действительно обращаются в основном на федеральный уровень. Традиционный способ – рассказывать о своих успехах на страницах центральной прессы. Для этого регионами закупаются полосы в федеральных газетах, и то один, то другой руководитель рассказывают, каких громадных результатов им удалось достичь. Также принято размещать статьи в глянцевых журналах, где дается информация о личности главы региона, его увлечениях и достижениях. Эти материалы мало кто читает, но федеральные издания все же попадают к секретаршам высших чиновников, которые изредка могут положить их на стол своему шефу. Есть еще один метод – сейчас проводится бесчисленное число различных конкурсов от имени самых разных организаций. Они якобы независимые, но де-факто платные. Губернаторы нередко выкладывают деньги и становятся лауреатами премий «Лидер по инновации», дипломантами конкурса «Лидер экономического роста» и т.д. Но все это – имитационная деятельность. Чиновники громко заявляют о себе, надеясь, что кто-то поверит в такие успехи. Верят, кстати, все меньше и меньше.
Новое явление – набирающие популярность форумы, количество которых возросло в несколько раз. Форум в Твери, в Красноярске, в Сочи, в Санкт-Петербурге. Сейчас появляются все новые и новые такие площадки, на которых руководители регионов собирают элиту – какую могут – и рассказывают об успехах края, области, республики. Это все тоже создает главе региона определенный имидж у федеральной и местной элиты. Но, конечно, главное – чтобы на проведение форума обратили внимание из Центра.
– Местные СМИ обычно полны сообщениями о победах главы региона. Приносит ли такая активная реклама на местном уровне какую-то пользу губернаторам и есть ли смысл так использовать региональные газеты, телевидение и радио?
– Политический пиар на местах действительно стал менее важным, поскольку руководителей регионов назначают сверху. Хотя, конечно, если руководителя ненавидит вся область – это не самое лучшее. Тем не менее главам нужно поддерживать свой имидж на всех уровнях: работать и с населением, и с элитами региона, а также регионального центра – они должны «принимать» своего главу. Федеральный Центр, конечно, занимается мониторингом региональной прессы, но главное не в этом. Ведь эти нити – народ, элиты – также по-своему связаны с Центром, который принимает решение о назначении. И хотя выгоднее формировать свой имидж на федеральном уровне, правильно будет не отказываться и от регионального. По-моему, губернаторам нужно отказываться от имитационного пиара – наградных дипломов, хвалебных статей, а давать больше информации о своих взглядах, идеях. И в этом плане экономические форумы – это неплохо, а для губернаторов очень важно выступать там с новыми, а главное – интересными идеями. Главы должны быть на уровне сегодняшней политики решений – то на форуме выступит, то статью выпустит. Такая активность зачтется.