0
1492
Газета НГ-Политика Интернет-версия

03.06.2008 00:00:00

Она убивает

Елена Панфилова

Об авторе: Елена Панфилова - директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл, Россия

Тэги: коррупция, угроза, россия, деньги


Отличие восприятия коррупции сегодня заключается в том, что пришло наконец осознание того, что это конкретная проблема, что коррумпированные бюрократы – это не какие-то мифические животные, они рядом с нами. И бороться с ними, время от времени грозя им пальцем из телевизора, бессмысленно.

Изменение произошло в определении места этой темы среди задач, стоящих перед страной, хотя присутствуют и заметная апатия, скептическое отношение к антикоррупционным инициативам. В этом власть сама виновата, потому что приучила людей к мысли, что все равно никто ничего по-настоящему делать не будет.

А ведь посмотрите: в стране в последнее время произошло много важных событий, не имеющих к политике никакого отношения, например выигрыш Кубка УЕФА и чемпионата мира по хоккею. Все мы радуемся, гордимся, но в глубине души все равно присутствует ощущение того, что все хорошее в нашей жизни происходит только за деньги. Отвратительное ощущение. Мысль, что Россия все купила, что победы даются нам не столько заслугами, сколько ситуацией с нефтью и газом, засела какой-то занозой в глубине души очень многих.

С таким менталитетом незачем развивать технологии. Зачем нам их развивать, если мы все равно можем их купить? Зачем развивать образование, если мы можем купить диплом и т.д.? Такое коррумпированное сознание плохо потому, что это удар не столько по сегодняшнему дню, сколько по нашим долгосрочным перспективам.

Надо помнить, что коррупция убивает. Убивает реально. Если мы посмотрим на данные, что такое коррупция, например, в медицине, то здесь это означает, что кто-то, кому положено медицинское обслуживание по социальным нормам или без платежей, его не получает и это приводит зачастую к летальным последствиям. Коррупция в образовании означает, что завтра вы можете своего ребенка повести к врачу, который покупал оценки на экзаменах. А что такое коррупция правоохранительных органов? Это значит, что за взятку в доску пьяный водитель уезжает от гаишника и по дороге кого-то сбивает насмерть. Вот это люди должны понимать.

Очень распространено заблуждение что если бизнес платит взятки – это не имеет к нам с вами никакого отношения. Это грандиозное заблуждение! Потому что бизнес – это не благотворительная организация, и вся стоимость бизнес-коррупции в конечном итоге переносится на стоимость товаров и услуг. И бизнес-коррупция убивает абсолютно точно так же, как и правоохранительная, медицинская, образовательная и любая другая. Ведь дорожают те товары и услуги, которые становятся недоступны наименее обеспеченным слоям населения.

Если говорить про правоохранительные органы, то дебаты об их реформировании длятся многие годы. Говорят, что необходимо им дать такую высокую зарплату, чтобы у них и помыслов не было вымогать. Но для начала – те люди, которые позволяют себе избивать, вымогать и ставить в невыносимое положение таких, как и они сами, граждан, вообще не должны в правоохранительных органах оказываться. И то, что такие сотрудники в правоохранительных органах присутствуют, говорит о недостатках кадровой службы, системы проверки, может ли человек вообще работать в органах.

Нужна система контракта, в котором должны быть четко прописаны не только права, но и мера ответственности за должностные правонарушения – и административная, и уголовная.

Но, пожалуй, самая большая проблема в правоохранительной системе – это отсутствие у людей, изначально порядочных, перспектив будущего. Наша система социального обеспечения не предусматривает никакой привязки твоей безупречной службой к уровню твоего благосостояния. Привязка должна быть четко прописана в том самом контракте. Если ты безупречно служишь и даже если поначалу у тебя маленькая зарплата, то потом, спустя столько-то лет отличной службы, ты получаешь кредит на покупку жилья, дальше еще большие льготы, а через столько-то лет у тебя должна быть такая-то пенсия. И тогда у людей появится стимул к безупречной службе.

Почему у нас не происходит построение этой системы, для меня большая загадка.

Если говорить о том, с кого нам стоит брать пример, то практически все Скандинавские страны могут быть таким примером для подражания, хотя и там, конечно, случаются коррупционные скандалы. Почему у нас коррупция системная проблема, а у них – нет? Ответ довольно прозрачен: например, закон о праве граждан требовать информацию от тех, кто им служит, в Швеции существует с XVIII века. Три века люди живут, понимая, что не они для государства, а государство для них.

Сегодняшнее декларирование намерений власти противостоять коррупции – это неплохо. То, что власть говорит о борьбе с коррупцией, слышит и коррумпированная бюрократия и не может больше чувствовать себя в тотальной безопасности. С другой стороны, слова, планы, советы они могут так и остаться таковыми. Это пока как киноафиша. Пока нам только заявили, что борьба с коррупцией – будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Елизавета Авдошина

Народной артистке России было 60 лет

0
2702
От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
3379
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
3825
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
2919

Другие новости