Уместить в одном регионе властные амбиции нескольких крупных чиновников сложно, но вертикаль власти успешно справилась с такой задачей. Региональный масштаб по-прежнему тесен для губернаторов и руководителей силовых ведомств, но они практически перестали враждовать друг с другом. Ведь если точку в конфликте поставит все равно Центр, то незачем сражаться понапрасну. О системе взаимоотношений, которая в последние годы сложилась между главами регионов и силовиками, «НГ» рассказал политолог Ростислав Туровский.
– Ростислав Феликсович, как строятся отношения между главами регионов и руководителями силовых ведомств?
– Принципиальным вопросом в отношениях между губернаторами и силовиками была не назначаемость глав регионов, а контроль федерального Центра за своими руководителями силовых структур. Раньше Центр практически не контролировал силовиков на местах (вертикаль не была выстроена), и зачастую происходило сращивание губернаторской власти и силовых структур. Особенно очевидным оно было в отношении МВД, в меньшей степени с прокуратурой и еще в меньшей степени с ФСБ. После 2000 года, когда Центр взялся выстраивать вертикаль власти, одна из ключевых задач, которая была поставлена и частично решена, – вывод региональных силовиков из-под неформального губернаторского контроля и соответственно включение их в силовую вертикаль.
Другое дело, каковы результаты. Относительно прокуратуры эта политика проводилась и проводится более успешно: прошла серьезная чистка прокуроров, стали гораздо чаще использовать технологию назначения прокуроров из других регионов, то есть людей, не интегрированных в местные элиты и, значит, в большей степени ориентированных на Центр. Поэтому прокуратура играла и продолжает играть довольно большую политическую роль, инициируя, если надо и если есть соответствующий сигнал, уголовные дела против тех же губернаторов, их заместителей и других высокопоставленных чиновников. С МВД ситуация более сложная. Отношения между губернаторами и региональным милицейским начальством в целом неплохие, политических конфликтов нет. То есть «бизнес и ничего больше». В целом в этой борьбе Центр выиграл, хотя далеко не во всех случаях и не во всех субъектах Федерации. Есть, к примеру, регионы, которые обладают мощными лоббистскими способностями, их главам до сих пор удается продавливать своих людей при назначении прокуроров, начальников УВД, или же им удалось сохранить прежних своих протеже на этих постах. Это в первую очередь Москва, Татарстан, Башкирия, то есть субъекты Федерации, где по-прежнему наблюдается сращивание региональной власти и силовых структур.
– Назначаемые губернаторы, порой такие же варяги, как и силовики, в итоге живут мирно?
– В последние годы да. Всплеск конфликтности был в начале 2000-х годов, когда губернаторы считали, что должны контролировать все и вся на территории, включая силовые структуры, а силовики уже начали ориентироваться на Центр. После назначения губернаторов ситуация стала поспокойнее. Ведь губернаторы, раз они назначены Центром, по определению получили мандат от главы государства. Соответственно со стороны региональных силовиков будет очень странно вести какую бы то ни было открытую войну против назначенных Владимиром Путиным глав. Поэтому они не ссорятся в общем и в целом, но если им поступают сигналы из Центра, то всегда готовы инициировать против них дела.
– Можно ли расценивать как стремление силовиков усилить свою власть ряд коррупционных скандалов, которые в последнее время разгорелись в ряде регионов, например в Иркутской области, Приморье?
– На мой взгляд, когда затевается дело против губернатора, его заместителя или мэра регионального центра, то без федеральной санкции местные силовые структуры на это не пойдут. И если говорить про Иркутскую область, то не секрет, что Прибайкалье находится под особым контролем Генпрокуратуры, поскольку Юрий Чайка – выходец из этого региона. Думаю, не случайно, что в Иркутской области начались подобные разбирательства, и я думаю, санкция на них поступала сверху. Сами по себе региональные силовики – винтики большой машины, и я бы их не рассматривал как самостоятельных игроков. То есть их влияние в регионе действительно может расти, и они начинают по региональным меркам проводить политику, независимую от губернаторов или даже направленную против них. Но при этом все равно они это не могут делать без санкции Центра, так как полностью зависят от начальства и в большинстве случаев действуют по согласованию с ним.
Страна партийная
- Самарские политики от тюрьмы не зарекаются
- За новосибирские тарифы ответит пенсионер
- Красноярские правоохранители ударились в лоббизм
- В Татарстане есть только один начальник
- Иркутская элита давно под колпаком
- Шанцев прокурора не обидит
- Чиновники встретились на зоне
- Калининградский редактор избил взвод омоновцев