Представители силовых структур видную роль в политической жизни Красноярского края стали играть с приходом к власти Александра Лебедя. Генерал-губернатор не стеснялся использовать силовиков для достижения своих целей. В борьбе с предпринимателем Анатолием Быковым он задействовал ресурс Генпрокуратуры. Приехавшая в 1999 году в край комиссия под руководством тогдашнего заместителя генпрокурора Владимира Колесникова возбудила десятки уголовных дел против представителей местной элиты, в частности против представителей администрации предшественника Лебедя на губернаторском посту – Валерия Зубова.
Во время исторического противостояния сторонников Лебедя и общественно-политического движения «Наши» трещина прошла и по силовым структурам. Часть из них встала на сторону регионал-патриотов. Например, начальник регионального Управления по борьбе с организованной преступностью Евгений Коноваленко, чья скоропостижная смерть в 2001 году стала поводом для политических манифестаций и спекуляций.
Воцарение Александра Хлопонина в 2002 году силовики восприняли с облегчением – их больше не стали грубо использовать в политических игрищах. А их лоббистский потенциал, по мнению экспертов, при новом губернаторе увеличился. «За время президентства Путина влияние силовиков на принятие политических решений в крае только росло, – считает политолог Павел Клачков. – Успешно функционирует Совет безопасности края, координирующий работу силовиков. Прошедшие региональные и муниципальные выборы показали, что силовики не оставляют без внимания проблему проникновения криминальных структур во власть, они решают ее доступными им способами». Маленький, но характерный штрих – на последней сессии Законодательного собрания края по просьбе федерального Центра Следственному комитету были переданы два исторических здания в центре Красноярска.
Симптоматично, что в последние месяцы губернатор Александр Хлопонин самые важные политические заявления делает на заседаниях Совета безопасности края, на котором обязаны присутствовать руководители всех силовых структур. «Силовики гораздо больше, чем региональные элиты, ориентируются на федеральный Центр и мало зависят от местной политической конъюнктуры, – подчеркивает политолог Андрей Копытов. – Они, безусловно, взаимодействуют с краевой и городской властью, но не сращиваются с ней».
Впрочем, с этим мнением согласны далеко не все. «Влияние силовиков в крае слишком велико, – полагает депутат Законодательного собрания Красноярского края, представитель СПС Сергей Шахматов. – У многих правоохранительных структур есть свои конкретные бизнес-интересы, и они используют свои немалые ресурсы, чтобы защищать их и на политическом уровне. Это опасная ситуация. Переход силовиков за границы своих прямых функций угрожает безопасности страны. И это признал даже Путин. На мой взгляд, необходимо на законодательном уровне ограничить влияние чиновников в погонах».
Красноярск
Страна партийная
- Самарские политики от тюрьмы не зарекаются
- За новосибирские тарифы ответит пенсионер
- В Татарстане есть только один начальник
- Иркутская элита давно под колпаком
- Шанцев прокурора не обидит
- Чиновники встретились на зоне
- Калининградский редактор избил взвод омоновцев
- Ростислав Туровский: "Вертикаль власти всех помирила"