0
4820
Газета НГ-Политика Интернет-версия

18.03.2008 00:00:00

Возвращение русского рока

Тэги: песня, русский рок


песня, русский рок Андрей Макаревич (справа) слишком приближен к власти, считают поклонники «Машины времени».
Фото ИТАР-ТАСС

 «За тебя голосовал, в урну свой листок совал»

«В сравнении с нами все партии тля! Мы – Путина внуки, мы – дети Кремля! Взгляни мне в глаза, нас таких – миллион! Как древний сказал, «Имя им – легион!» – это не пародия, а вполне реальный гимн Каменского районного отделения ростовской областной организации «Молодой гвардии «Единой России», опубликованный официальным сайтом движения в подборке других образцов творчества молодых единороссов. Песня про «имя им – легион» (интересно, знал ли автор гимна о евангельском первоисточнике этого выражения и о том, кому имя легион?) – вероятно, самое смешное из того, что смогли сочинить юные сторонники «Единой России», хотя выбор достаточно богат. Вот, например, песня, исполняемая на мотив хита Валерия Кипелова «Я свободен»: «Вот страницы белизна, и фамилия одна, и портрет твой на меня взирает со стены. За тебя голосовал, в урну твой листок совал, президента избирал. Отечества сыны┘»

Боевые песни «Молодой гвардии» звучат и в самом деле забавно, но не стоит торопиться с насмешками по этому поводу. Для прокремлевской молодежи сочинение пропагандистских песен – не насущная необходимость, а просто милое хобби для внутреннего употребления. Если же вдруг юным сторонникам «Единой России» потребуются настоящие песни, которые не стыдно продемонстрировать более взыскательной аудитории (например, телезрителям или каким-нибудь высоким гостям), на помощь молодежи придут старшие товарищи, чье умение сочинять и петь вполне бесспорно.

Корпоративы под открытым небом

Постсоветская традиция привлекать к участию в массовых политических мероприятиях популярных артистов достигла своего пика во время президентской предвыборной кампании 1996 года, когда практически каждый из сколько-нибудь заметных деятелей российского шоу-бизнеса хотя бы раз выступил в рамках проекта «Голосуй или проиграешь» в поддержку Бориса Ельцина. Охват и масштабы этого предвыборного тура до сих пор остаются непревзойденными, но это совсем не значит, что время больших «политических» концертов осталось в прошлом. Если что-то и изменилось, то только в деталях – раньше концерты выполняли функцию агитационных мероприятий, теперь же собственно агитация никому не нужна (избиратели и так проголосуют), поэтому артистов теперь приглашают не до выборов, а после, чтобы отпраздновать их окончание. «Кремлевские корпоративы» под открытым небом проходили и после парламентских выборов, когда для «Наших» и «Молодой гвардии» на Манежной площади пела «Дискотека Авария», и после выборов президента, когда на Васильевском спуске Владимира Путина и Дмитрия Медведева приветствовали «Местные» и «Россия молодая».

Концерт в ночь после выборов президента транслировали все федеральные телеканалы. На Васильевском спуске выступили «Любэ», «Чайф», «Сплин» и многие другие популярные исполнители. Но только одна группа – «Машина времени» – оказалась после этого концерта в центре политического скандала, продолжающегося до сих пор.

Поклонники против Макаревича

Политический скандал – это, конечно, слишком громко сказано. Просто на группу и прежде всего на ее лидера Андрея Макаревича обиделись поклонники. Свои поклонники, разумеется, есть и у «Любэ», и у «Сплина», но они к политическим опытам своих кумиров давно привыкли относиться спокойно. Выступление же Макаревича было воспринято фанатами очень болезненно, чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать гостевую книгу на сайте «Машины времени», где до сих пор появляются самые грубые ругательства в адрес музыкантов, оказавшихся «марионетками в ловких и натруженных руках» (эту песню Макаревича возмущенные фанаты вспоминают чаще всего).

Самого Макаревича такая реакция удивляет. «Спасибо всем, озабоченным моим моральным обликом, – написал он на своем сайте через два дня после концерта на Васильевском спуске. – Постараюсь ответить. Денег за это выступление не платили, так что продаваться особенно не за что. Мне, как гражданину своей страны, небезразлично, кто будет ее президентом. И Медведев меня устраивает (а вам ближе Зюганов, Жирик или мифический Богданов? Или вообще по фигу?). Что бы вам ни мерещилось – никогда, ни в песнях, ни иным способом, никого не поучал – просто высказывал свое к чему-либо отношение. И если оно не совпадает с вашим – не переживайте вы так. И постарайтесь не учить меня».

Такой ответ поклонников не удовлетворил, и через несколько дней Макаревичу пришлось объясняться с аудиторией сайта еще раз – уже гораздо более раздраженно: «Стыдно не было. Думаю, не было стыдно и Чайфам, и Сплину, и кто там еще был. Никто нас туда не загонял, и насильно петь не заставляли. Выборы президента страны, в которой живу, считаю событием, и рад, что мой выбор совпадает с выбором большинства (это у нас не всегда бывало). По поводу подтасовки выборов – не будьте идиотами: можно подтасовать 1–2%, но 20–30 невозможно просто технически, да и наблюдатели не позволят. Так что Медведев, как и Путин, – это выбор страны, в которой и вы, увы, живете. Да, не бывает идеальных государственных устройств и идеальных руководителей. Да, стремиться к этому надо. Повторяю – на сегодняшний день считаю Медведева лучшим из имеющихся вариантов».

Эта реплика вызвала новую волну возмущения поклонников «Машины времени», и как бы Андрей Макаревич ни декларировал уверенность в своей правоте, нервозность аудитории передалась и ему – через две недели после выборов он даже отказался участвовать в радиопередаче «Очная ставка», посвященной теме «Художник и гражданская позиция». «Мне эта тема АБСОЛЮТНО неинтересна», сказал он таким тоном, что у моего телефона чуть не сел аккумулятор», – сообщил читателям своего блога ведущий программы Роман Доброхотов.

Понять раздражение Андрея Макаревича несложно. Созданная в 1969 году «Машина времени» с первых лет своего существования балансировала на грани официальной советской поп-музыки и по большому счету ни разу не сорвалась в андеграунд. В советской истории группы были и запреты, и периоды официального признания, а к началу перестройки «Машина времени» и вовсе была вполне официальным коллективом, гастролирующим по линии государственного «Росконцерта», а не репетирующим в котельных и дворницких, как, например, «Кино» или «Аквариум». При этом массовая аудитория не видела особой разницы между признанной государством «Машиной» и непризнанными звездами рок-подполья – более того, поскольку записи и концерты «Машины времени» были доступнее, чем, например, выступления «Зоопарка» или «Звуков Му», в начале и середине 80-х именно музыка Макаревича попала в резонанс с массовым запросом на советский рок. Нонконформистская аудитория полюбила конформистскую «Машину времени», да так сильно, что на протяжении многих лет несоответствие между взглядами публики и музыкантов сглаживалось колоссальным запасом лояльности слушателей. За песню про марионеток, или про битву с дураками, или про солнечный остров поклонники прощали Макаревичу и «Голосуй или проиграешь», и телепередачу «Смак», и участие в предвыборной кампании СПС 1999 года, и официозный концерт в «Олимпийском» в честь тридцатилетия группы, на котором, между прочим, присутствовал и Владимир Путин – тогда, в 1999 году, никого из тех, кто теперь оставляет на сайте «Машины времени» злые отзывы, это совсем не возмущало. Скорее всего, с точки зрения Андрея Макаревича, концерт на Васильевском спуске действительно ничем не отличался от того, что делала группа в последние 15 лет. Но вдруг оказалось, что запас слушательской лояльности исчерпался.

Твой папа – снова фашист

Скорее всего реакция поклонников «Машины времени» на участие группы в концерте у стен Кремля была бы менее болезненной, если бы на следующий же день героем политических новостей не оказался другой рок-музыкант – лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук. Шевчук, который в отличие от Макаревича на протяжении многих лет сознательно дистанцировался от любой политики и (в этом тоже его отличие от Макаревича) яростно воевал против «попсы», неожиданно вышел на марш несогласных, который проходил в Петербурге 3 марта. Яростных антиправительственных речей Шевчук не произносил, говорил только о разнице между «носителями культуры» и ее «разносчиками». Но этого оказалось достаточно – радикальные оппозиционеры с радостью приняли Шевчука в свои ряды, после марша он дал с десяток интервью оппозиционным СМИ, в которых уже более резко, чем на марше, высказался о происходящем в стране. «Я веду себя с государством честно, а оно со мной нет, – возмущался Шевчук. – На кого покажут, того и выбирай? Это какие-то неправильные отношения, такой эротики я не понимаю».

Для среднестатистического российского либерала Шевчук гораздо более чужд, чем Макаревич. Пик популярности «ДДТ» пришелся на середину перестройки, то есть удовольствия слушать «запрещенные» записи Шевчука предперестроечная аудитория была лишена – она о Шевчуке просто ничего не знала. В середине 80-х рок-групп было слишком много, чтобы как-то выделять из них именно «ДДТ», а с начала 90-х Шевчук гораздо больше внимания уделял своим высказываниям обо всем на свете, чем собственно песням. Поэтому он никогда бы не оказался в той ситуации, в которую после 2 марта попал Макаревич, – таких, как у «Машины времени», поклонников у «ДДТ» просто нет, а потому невозможно и массовое разочарование в том, что делает или говорит лидер группы. Вероятно, поэтому столь бурными и были восторги «несогласных» по поводу участия Шевчука в их марше – никто не ожидал от лидера «ДДТ» такого проявления гражданской позиции, поэтому количество восторгов оказалось прямо пропорционально масштабам неожиданности случившегося. Показательно, что если участие в марше Шевчука стало настоящей сенсацией, то маршировавший рядом с ним лидер «Телевизора» – более культовой, чем «ДДТ» рок-группы 80-х, – Михаил Борзыкин не удивил практически никого. Борзыкин и 20 лет назад отличался от своих коллег большей вовлеченностью в актуальную политику, его песня «Твой папа – фашист» больше походила на статью из перестроечного «Огонька», чем на обычную рок-балладу. Сегодня Борзыкин перепел свой старый хит по-новому, теперь песня звучит так: «Твой Путин – фашист, Медведев – фашист», но это никого не удивляет. А Шевчук – именно удивил.

Когда разочарованные поклонники Андрея Макаревича на форуме «Машины времени» приводили ему в пример Шевчука, Макаревич заметно обиделся: «Я много лет провел в рядах несогласных – нынешние «несогласные» вызывают у меня сожаление, а Каспаров производит впечатление нездорового человека. По поводу застенков, милицейских сирен и отбивания почек – вам бы экскурсию в 79-й год, вы бы там попищали на форуме». «Жизнь – она разводит нас, это, наверное, нормально, – парирует Шевчук. – Каждый идет своей дорогой. Я не хочу ругаться, но меня удручает, конечно, вот этот духовный конформизм многих моих коллег, которые, в общем-то, сидят «в камуфляже», в кустах и на кухнях говорят одно, со сцены несут другое. Вообще это ложь, вранье. Я считаю, что это не рок-музыка, это не рок-н-ролл».

Пик популярности русского рока пришелся на конец 80-х годов прошлого века. Потом многим казалось, что это никогда не повторится, и максимум, на что могут рассчитывать рок-музыканты в России, – это радиорезервация «Нашего радио» и клубные концерты. Митинг-концерт с участием «Машины времени» и марш несогласных с участием Юрия Шевчука опровергают сложившийся стереотип. Русский рок, оказывается, жив – теперь, правда, это не эстетическое, а вполне политическое явление. Впрочем, с учетом общего состояния российской политики это, может быть, и неплохо, если парламент не место для дискуссий, пусть местом для дискуссий будут концертные площадки. Лучше, чем ничего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1055
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1283
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1622
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1165

Другие новости