0
3200
Газета НГ-Политика Интернет-версия

05.12.2007 00:00:00

Клон Путина

Николай Петров

Об авторе: Николай Владимирович Петров - член научного совета Московского центра Карнеги.

Тэги: путин, аналитика, политология, выборы


путин, аналитика, политология, выборы

Любые выборы многомерны. Это и зеркало, в котором общество может увидеть и свои политические элиты, и себя самое, и политические технологии как способ решения разными группами элиты каких-то проблем, и многомиллиардный бизнес, и многое другое. Соответственно оценивать выборы можно по-разному в зависимости от того, с какой стороны мы их рассматриваем.

Попробуем оценить технологическое качество выборов как базового института, обеспечивающего участие общества в формировании власти и принятии решений. Начнем с очень смелого допущения, что выборы нужны нам самим, а не для того, чтобы Запад хвалил нас или ругал. Сегодня у нас это, увы, неочевидно.

Политические партии

Нужны они нам или нет? Если нужны, то результаты СПС и «Яблока» на этих выборах – не просто тревожный звонок, а свидетельство краха партийной системы в том виде, в каком она оформлялась с начала 90-х. Крах этот – результат ряда причин. Из объективных – экономический рост и как следствие рост благосостояния граждан и их удовлетворенности властью. Если на спаде к каждым выборам приходилось придумывать новую партию власти, а оппозиционные партии, наоборот, получали дополнительные очки, то на экономическом подъеме ситуация переменилась.

Важное место среди причин занимает близорукая политика Кремля, которому в какой-то момент показалось, что проще руководить своими собственными политическими проектами, перетасовывая руководство партий и сами партии, сливая их и разливая, проще и эффективнее, чем договариваться с лидерами пусть и лояльной, но с элементами самостоятельности политической оппозиции. Надо отметить и более глубокую причину в виде замкнутого круга: отсутствие у политических партий реальной роли в политической системе, низкий авторитет самих партий и их лидеров в глазах электората, падение электоральной поддержки партий. Если не разорвать этот порочный круг, мы будем обречены на то, чтобы либо постоянно придумывать все новые и новые партийные проекты, привлекательные своей новизной и отсутствием долгов по прошлым обещаниям, либо искать талантливых шоуменов по типу В.Жириновского.

Из Думы и публичной политики вообще оказались изгнанными политики-профессионалы, не только вполне лояльные Кремлю, но и способные к весьма конструктивному с ним сотрудничеству. В конце концов, если режим в силу тех или иных причин не хочет сотрудничать с каким-то из политиков, – это его дело. Но если места в выстраиваемой политической системе при постоянном сетовании на нехватку квалифицированных кадров не находится для десятков профессиональных политиков – это уже серьезный недостаток самой системы. А если она к тому же в преддверии новых реформ и более чем вероятных массовых социальных протестов в связи с ними выталкивает на улицу ненужных ей политиков – это уже серьезная ошибка.

Рекомендации ОБСЕ и их учет

В рекомендациях ОБСЕ 2003 года была отмечена необходимость укрепления партийной системы и предоставление выразителям региональных интересов и интересов меньшинств возможности образовывать свои партии. Кремль поступил ровно наоборот: с принятием поправок к закону о политических партиях и резким повышением требований к их количественному составу не то что образовать новую партию, но даже сохранить старую без административной поддержки стало практически невозможно. Результатом стало резкое – вдвое – сокращение числа зарегистрированных партий, причем на деле ситуация еще хуже.

Новым избирательным законодательством была фактически законсервирована представленная в Думе партийная структура с ЕР, имеющей конституционное большинство, двумя младшими партнерами партии власти в виде СР и ЛДПР, и очень лояльной левой оппозицией в виде КПРФ. На и без того проигравшие выборы либеральные партии сейчас будет наложена огромная контрибуция в виде 60-миллионного невозвращаемого залога и счетов на оплату предоставленного государственными СМИ времени и площадей, фактически превращающая «Яблоко» и СПС в банкротов. Заметим, что банкротство это целенаправленное и злонамеренное: ведь вначале партии вынудили вместо сбора подписей заплатить залог, показав им на примере «Яблока» на недавних региональных выборах в Питере, как, воспользовавшись новой нормой закона о допустимых 5% брака, можно завернуть список любой партии, которая для регистрации представит подписи.

Напомним, кстати, что еще одной рекомендацией ОБСЕ было уменьшение финансового бремени для партий и, в частности, изъятие из закона о выборах положения, согласно которому партии, не сумевшие набрать 2% голосов, обязаны оплатить после выборов государственным СМИ стоимость бесплатной рекламы. Закон был изменен в противоположную сторону с увеличением порога до 3%.

Из других невыполненных рекомендаций ОБСЕ можно упомянуть обеспечение представительства всех партий в избирательных комиссиях разного уровня и уменьшение доли чиновников в их составе, допущение на участки наблюдателей от общественных организаций, а не только от партий и др.

Таким образом, из примерно полутора десятков долгосрочных рекомендаций ОБСЕ большинство было учтено «с точностью до наоборот», и ситуация лишь усугубилась, в паре-тройке случаев рекомендации были просто проигнорированы, и ситуация не изменилась, и, по сути, лишь одна рекомендация – относительно снятия графы «против всех» – была выполнена. Российская избирательная система стала, таким образом, еще менее соответствующей стандартам ОБСЕ, чем была раньше. Даже по своему дизайну, не говоря уж о реальной практике. Стоит ли удивляться прозвучавшей на последних выборах негативной оценке.

Политический ландшафт

Нет, впрочем, худа без добра. Решение В.Путина принять участие в выборах на стороне ЕР, возглавив ее список, серьезно изменило весь политический ландшафт. С одной стороны, казалось, что оно ставит крест на проекте «Справедливая Россия», который мог реально усилить публичную политическую конкуренцию внутри правящей элиты. Этого, однако, не произошло, и СР, несмотря на исход в лагерь «настоящих сторонников президента» целых отрядов региональных элит, загадочным образом смогла преодолеть семипроцентный барьер. Заметим, что после выборов – сначала думских, а потом президентских, виды на будущее у СР весьма благоприятны: если до сих пор ЕР успешно конкурировала с СР на почве популизма, то после президентских выборов популизма в работе правительства резко уменьшится. Тут-то и придется ко двору избирателю сила, которая за него радеет.

Превращение «надпартийного» президента в лидера списка пусть крупнейшей, но лишь одной из партий вызвало не только переход его самого из разряда «неприкасаемых» в разряд партийных политиков, но и трансформацию всех партийных сил

и поляризацию политического ландшафта в целом. Известно, что в электорате любой партии велика доля сторонников президента. Многих из них президент, как магнитом, перетянул в электорат ЕР, радикализовав тем самым освободившиеся от «политической шизофрении» партии. Это особенно наглядно на примере СПС, избавившегося от привычного синдрома «условной поддержки президента» и испытавшего на выборах жесткий административный прессинг.

Впрочем, не бывает и добра без худа. Последним стало педалирование темы врагов Путина – врагов России самим президентом и его окружением. Причем врагов Кремль загадочным образом ухитрился обнаружить среди дважды им отобранных партий: на этапе партийной перерегистрации и на этапе регистрации на выборах.

Новая избирательная система

После прошлых выборов избирательная система претерпела существенные изменения. Переход от смешанной к чисто пропорциональной системе повлек за собой и организационные, и политические последствия. Кандидаты утратили обычную двойную лояльность: губернатору и партийной верхушке. В региональных списках оказалось много варягов. Зато сами партсписки были дробно регионализированы, что выгодно отличает нашу пропорциональную систему от ее украинского и казахстанского аналогов.

В новой избирательной системе резко повысилась цена за вход и существенно уменьшилось число игроков – партий, которым к тому же теперь было запрещено не только создавать блоки, но и включать в свои списки «чужих». Пассивные избирательные права большинства граждан оказались в результате существенно ограниченными, партийные силы оказались разобщены, а административный ресурс, наоборот, предельно консолидирован. И это не только разные этажи собственно администраций – от президентской до муниципальной, это и избиркомы, суды и следственные органы. Собранные в одном кулаке, они позволяют по всей строгости изощренного избирательного закона карать одних и миловать других.

Представляется, что сейчас трудно сделать однозначный вывод о преимуществе новой пропорциональной избирательной системы по сравнению со старой смешанной. Ясно, однако, что переход на нее привел к отрыву выборов от почвы, а представительство региональных интересов в федеральном парламенте резко упало. Ясно и то, что привычность и понятность рядовым гражданам – одно из важнейших достоинств избирательной системы, которого наша новая система пока лишена.

Кампания

Кампания по выборам в Госдуму оказалась какой-то скомканной и бессодержательной. Вместо обсуждения уроков прошлого и перспектив на будущее главным ее содержанием стали действия В.Путина и обсуждения его места после ухода с президентского поста. Казалось, что ни общество, ни элиту не заботят реальные стоящие перед страной проблемы, будь то усиление инфляции и качество экономического роста, модернизация страны и планы необходимых для этого реформ, низкая эффективность управления и политический обскурантизм, взаимоотношения с соседями и остальным миром и др. Представление партиями и прежде всего претендующей на лидерство «Единой Россией» стратегии развития страны оказалось подменено призывами поддержать «План Путина», который избирателю предлагалось скомпоновать самому из заявлений и действий президента на протяжении всех восьми его лет. К очевидным достоинствам такого «универсального выборного конструктора» относится индивидуальный подход – каждый мог скомпоновать «План Путина» себе по душе.

Кампании многих партий носили виртуальный или полувиртуальный характер. Из реальных партий это относится прежде всего к СПС и «Яблоку». Их планы оказались во многом не реализованными из-за действий властей, перекрывших им многие каналы финансирования и практиковавших прямое административное выдавливание. Нежелание одних партий, неспособность других и невозможность для третьих представить избирателям свои программы и провести их содержательное обсуждение способствовало превращению выборов в соревнование брендов.

Никогда ранее действия властей федеральных и региональных по подавлению избирательной активности оппозиционных партий не были столь консолидированными. В ситуации, когда лояльность и эффективность губернатора определялась количеством поданных в его регионе голосов за «президента и ЕР», массовые манипуляции и прямые фальсификации стали неизбежными.

Кампания четко делится на «до 1 октября», когда В.Путин заявил о своем участии на стороне «Единой России», и «после». Если на начальном этапе практически все партии были пропрезидентскими и даже наиболее оппозиционные из допущенных к выборам коммунисты остерегались впрямую критиковать популярного в народе президента, то потом они вынужденно осмелели и даже стали обращаться в суд с заявлениями, что, дескать, негоже действующему президенту участвовать в избирательной кампании на стороне одной из политических сил.

Жизнь после Путина

Обдумывание и проработка сценариев на будущее начались в 2004 году, сразу после переизбрания В.Путина на второй срок. Неясность того, как это будет происходить, в известной степени и породила феномен стагнации второго путинского президентского срока. Вместо того чтобы использовать чрезвычайно благоприятное экономическое положение страны и колоссальный кредит доверия действующего президента для осуществления масштабных модернизационных проектов, власть оказалась занята почти исключительно собственными проблемами: перегруппировкой сил, борьбой кланов, реализацией разных сценариев передачи/сохранения власти.

Таких сценариев по большому счету всего три: сильный новый президент; слабый новый президент и сохранение В.Путина в том или ином виде. Правда, есть еще один, соединяющий два последних, – вариант регентства.

Сильный президент

Что касается сильного президента, то это замена В.Путина во всей полноте его нынешней роли верховного арбитра, поддерживающего баланс между основными кланами. Путин-2 должен отвечать двум главным условиям: (1) иметь свою собственную властную базу и (2) не принадлежать явно ни к одному из противоборствующих кланов. В российских условиях в качестве независимой властной базы должны рассматриваться не политические партии, а мощные корпорации, имеющие и большой ресурс: административный, кадровый, финансовый и др., и разветвленную сеть на местах. Важно, однако, насколько консолидированы эти корпорации и в состоянии ли их главы использовать их как свой ресурс.

К плюсам варианта сильного президента в глазах политического класса можно отнести воспроизведение стабильности, к минусам – риски, связанные с чересчур самостоятельным лидером, который будет в состоянии существенно перекроить политический ландшафт. Это же делает вариант непривлекательным и для В.Путина. К тому же выбор кандидата на пост сильного президента крайне ограничен, и ни один из них не в состоянии заручиться поддержкой основных кланов. Сейчас же с активной реализацией двух других сценариев вариант сильного президента выглядит крайне маловероятным.

Слабый президент

Слабым президента делают не личные качества, а опора не на свою собственную, а на заемную властную базу, в качестве которой могут фигурировать и все перечисленные в разных сочетаниях.

Минусы варианта слабого президента очевидны: в условиях слабых институтов никакие достигнутые сейчас договоренности между основными группами элиты не могут быть стабильными. Новый президент уже фактом своего избрания станет более влиятельной и самостоятельной фигурой, и пересмотр сегодняшних договоренностей с ожесточенной борьбой кланов за власть становится неизбежным. Тем не менее на ближнюю перспективу и из соображений минимизации потерь, а не максимизации выигрыша вариант слабого президента представляется элитам менее опасным. К тому же он реализуется в полуавтоматическом режиме, а проблема преемника при нем теряет свою остроту и срочность. Личность следующего президента при таком сценарии становится уже не столь важной, а состав возможных кандидатов существенно расширяется.

Путин остается

Наконец, есть еще вариант сохранения у власти В.Путина. При своих очевидных минусах – имиджевых и пр., этот вариант способен восстановить нарушенную стабильность лишь в случае сохранения Путина на неопределенно долгий срок – как монарха или как генерального секретаря ЦК КПСС. Никакой третий срок делу не поможет – он станет простым продлением второго, с теми же неопределенностью будущего и проблемами, с той же борьбой за власть. Тем не менее, если какой-то из главных элитных кланов не видит приемлемого для себя кандидата на замену Путину, он играет на сохранение Путина у власти или на обставление его ухода возможно более жесткими условиями.

Какова позиция самого Путина, о которой лучше судить не столько по словам, сколько по делам? Логика кадровых замен последних года-полутора, когда главным качеством назначаемых является их личная преданность В.Путину, присоединение к «Единой России» и ряд других более мелких признаков позволяют предположить, что В.Путин планирует отойти от власти, по крайней мере на какое-то время, сохраняя, однако, многие нити контроля за ситуацией в своих руках. Временный отход от власти был бы и технологически выгоден Путину, поскольку позволил бы избежать ответственности за целый ряд неизбежных, долгое время откладывавшихся непопулярных и болезненных для населения решений, связанных с реформами в социальной и коммунальной сферах, а также за ряд очевидных провалов широко разрекламированных экономических проектов. Прежняя путинская парадигма социально-экономического развития себя исчерпала, а переход к новой неизбежно будет болезненным. Раздрай между силовиками, который отмечается многими экспертами как свидетельство ослабления Путина, может, в случае если это управляемый кризис, работать на очевидную для всех кланов необходимость сохранения Путина как арбитра.

Вариант регентства

Таким образом, представляется, что дело идет к совместной реализации второго и третьего сценариев: с избранием слабого президента – того же С.Иванова и назначением еще менее влиятельного, чем сейчас, премьера – того же Д.Медведева, который с выведением основных госактивов в госкорпорации будет заниматься главным образом социальной сферой. Путин же сохранит за собой контроль над силовиками и главными корпорациями в экономике на посту, например, главы Совета безопасности, новое положение о котором, по слухам, уже готово. Проблема в том, как Путину, возглавляющему сейчас Совбез, который иногда называют его Политбюро, в ранге главы государства, сохранить его и далее. До сих пор самым влиятельным секретарем Совбеза был сам Путин, который при слабом президенте Ельцине совмещал этот пост с руководством ФСБ, а наибольшую роль – стратегического правительства Совбез играл чуть позже при тандеме президент Путин – секретарь С.Иванов.

Важно, что изменения политической системы с переходом В.Путина в новое качество неизбежны, независимо от того, останется ли Путин на посту президента или его сменит преемник. Важно и то, что этим преемником будет скорее всего клон Путина – человек из его ближайшего и, более чем вероятно, чекистского окружения. Сам же Путин при этом не уйдет далеко, а будет просто управлять страной из резервного центра управления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
696
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
825
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1117
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
748

Другие новости