– Александр Владимирович, чем нынешний Центризбирком отличается от предыдущих?
– Новый Центризбирком в первую очередь изменился по своему составу. В пятерке кандидатов, выдвинутых президентом, были представители от общественных структур – Общественной палаты, Российского общественного института избирательного права. Уже такая кадровая нотка заложила другую тональность ЦИКа. Ранее ставка делалась исключительно на партийный ресурс, сейчас же Центризбирком более активно работает с общественными организациями, экспертными структурами. В этом видно внимание к общественному сектору, который может привлечь на участки тех, кто традиционно не участвует в выборах, поскольку не интересуется партиями. Вторая черта нынешнего Центризбиркома – попытка привлечь к выборам, как в европейских странах, категории избирателей, которым нередко сложно голосовать, например, инвалидов. Обратили внимание и на россиян, проживающих за рубежом, ведь раньше голосовала только одна десятая часть из 1,5 миллиона наших граждан, живущих за границей. Вообще, несмотря на ограничения избирательного законодательства, предпринятые в последние годы (в первую очередь пассивного избирательного права), у меня есть определенный оптимизм, что предстоящая избирательная кампания пройдет более энергично и состав Думы будет профессиональнее, нежели предыдущий.
– Много говорится о том, что нынешний Центризбирком более подконтролен исполнительной власти, чем прежний, верно ли это?
– ЦИК работает с учетом реальности, существующей в государстве. И новому составу комиссии придется работать в тех условиях, в которых живет вся страна, и взаимодействовать со всеми ветвями власти. Их попытки решить свои вопросы осложняют работу Центризбиркома. Но мы пятый раз будем избирать Госдуму, а крупных нарушений, которые перечеркивали бы результаты волеизъявления на федеральных выборах в России, не было. Это говорит о прочном каркасе, на котором строится избирательная система. Если бы отдали эту работу МВД или Госкомстатистики, как это делается в некоторых странах, у нас бы ничего с выборами не получилось. Ветви власти, конечно, пытаются влиять на ход избирательной кампании, но все-таки полноту ответственности де-юре и де-факто несут избирательные органы.
– Насколько самостоятельны в своих действиях региональные избирательные комиссии?
– Хотя система прихода к власти глав регионов изменилась, у региональных избирательных комиссий до сих пор сохранился прежний порядок формирования: половина состава избиркома выдвигается представительным органом, а другая половина представляется руководителем региона. При том, что губернаторы фактически назначаются «сверху» и, как правило, входят в одну из политических партий, можно утверждать, что региональные избиркомы попали под жесткий прессинг исполнительной власти. Подобное положение региональных избиркомов ставит на повестку дня задачу по изменению порядка их формирования. Я считаю, что нам рано или поздно придется переходить к тому, чтобы члены региональных избирательных комиссий выдвигались общественностью и представительной властью. Ведь в сегодняшних условиях глава региона нередко может фактически назначать свою половину регионального избиркома, продвинуть сторонников от своей партии и таким образом определять политику комиссии. Это существенная претензия, которая появится уже в канун выборов в Госдуму, а когда речь пойдет о выборах президента, нареканий в этом плане будет высказываться еще больше.
- Мы вибираем, нас выбирают. Избирательные комиссии по сути своей являются структурами, независимыми от вертикали власти.
- На Дону выезжают на «веселом паровозике». Избирком Ростовской области пытается обучать избирательному праву школьников, используя при этом их увлечение компьютерами.
- Железная леди новосибирской политики. Тамару Алексенко местные политики уважительно называют «железной леди» – за жесткий характер.
- Таинственные коридоры питерского ГИКа. Петербургский избирком нередко становится центром громких скандалов.
- В Нижнем Новгороде опасаются новых казусов. Символом избирательной комиссии Нижегородской области является ее председатель Станислав Бисин.
- Звездные проблемы свердловского председателя. Областной избирком благоволит региональному отделению «Единой России».
- Женский поворот в Самарской области. Приход Ольги Соломатиной к власти в областной избирательной комиссии – знаковое событие для области.
- В Иркутске комиссия цифр не рисует. Областная избирательная комиссия зачастую оказывается на острие политической борьбы.
- «Свой путь» калининградского избиркома. Избирательные кампании в регионе проходят достаточно бурно.