0
1810
Газета Печатная версия

29.01.2020 20:00:00

И восхититься Леруа Мерлен

Кабинетной деятельности Вадим Месяц предпочитает свободу и нахальство

Тэги: поэзия, мифология, скандинавия, проза, иосиф бродский, соломон, мистификация, авангард, елена шварц


3-13-1350.jpg
Кто из великих говорил: всегда и
во всем сомневаться?
Иллюстрация из книги
В предисловии к книге стихов 2009 года «Цыганский хлеб» Вадим Месяц сообщает, что здесь собрано все, что можно считать светской лирикой, и более себя он в такой поэзии не видит. Для нового тысячелетия – новые стихи. В манифестах издательства «Русский Гулливер» (им руководит Месяц) проскакивают лозунги «поэзия как религиозная практика», «создание нового эпоса», «городской шаманизм», «поэзия как государствообразующая стихия». Прокламации, да и сами стихи, собранные в нескольких книгах о северном будде Хельвиге, откровенно политического характера не носят, но современности категорически не принимают. «Глобальное почвенничество», «интегральное язычество» в ответ мировому глобализму. Любопытна дискуссия, развернувшаяся в начале 10-х годов в интернете между Аркадием Штыпелем и Месяцем. Первый защищает прогресс, второй – традицию. Делается это с таким ребяческим упоением, что тема забывается с первых минут разговора. Вскоре спорщики переходят к инвентаризации сокровищ царя Соломона, цитированию Раджа-Йоги, выдумывают дзенские коаны и предлагают новые конструкции древнего скандинавского меча. Елена Шварц отнеслась к начинанию Месяца серьезнее: «Вадим Месяц привнес в русскую поэзию ноту живого варварства или одухотворенной брутальности, тем более ценную, что исходит она не столько из глубин бессознательного, сколько из родников изощренного разума и тонкого интеллектуального усилия». Что же дальше? Прожив лет десять в эпохе великого переселения народов, Месяц с привычной легкостью возвращается к игре, иронии, обэриутству своей книги «Имперский романсеро», будто гимнов, саг и псалмов не было и в помине. Поиграл в индейцев – хватит. «Изменчивость – моя главная идеология». На образ упертого фундаменталиста Месяц явно не тянул, но и не претендовал.

В статье «Славянский фактор в современной поэзии» (см. «НГ-EL» от 01.08.13) он умело выкручивается, сообщая, что вся его деятельность – специфическое продолжение русского авангарда, а «Русский Гулливер» – «председатель земного шара». «Именно наш авангард по-прежнему востребован западным университетским сообществом, вызывает интерес не столько яростью отрицания, сколько глобальностью начинаний, масштабностью, мессианским предвидением... На фоне «песни бессилия» (Джон Зерзан), исполняемой мировой поэзией почти столетие, этот яркий фрагмент нашей словесности и акционизма смотрится удивительно выигрышно, даже если не вдаваться в детали. Вспышка, тектонический сдвиг, восклицательный знак. «Если поэтам запрещено быть «председателями земного шара», «певцами и первенцами», «глашатаями-главарями», волхвами, а вместо этого предложено заниматься академическим уточнением смыслов, нам такая поэзия не нужна».

3-13-13250.jpg
Вадим Месяц. 500 сонетов к
Леруа Мерлен. Стихи и картинки.
– М.: Квилп Пресс, Центр
современной литературы,
2019. – 300 c. (Модная штучка).
В «500 сонетах к Леруа Мерлен» антиакадемическая мистификация продолжается. Традиционалистский пафос снят, золотой век забыт, северный будда Хельвиг и его Норумбега небесная отходят на второй план. В борьбе за свободу творчества хороши любые способы. «Отмечу сразу, – говорит автор в преамбуле, – это не сонеты, во-вторых их не пятьсот, в-третьих, Леруа Мерлен – не прекрасная дама, а строительный магазин. Тем не менее форма имитирует именно бесконечный венок сонетов, в котором Леруа Мерлен становится дамой наравне с Мерилин Монро, Мата Хари, Мариной Влади и Офрой Хазой». Автор обращается к массовой культуре, использует ее преимущества и демократизм. Он даже украшает книгу собственными иллюстрациями в виде комиксов в стиле Эшли Вуда или эскизов к высокой моде Рене Грийо. Анархическая, нигилистическая книга. Пост-пост-постмодернистская. Слова «бездуховность» в словаре Месяца по понятным причинам нет. Он борется со «жлобами».

На все вопросы найдены

ответы,

но некоторые нам не по зубам,

поскольку книги, фильмы

и газеты

сотворены на счастие жлобам.

Искусство было создано

для них,

а не для нас, свободных

и нахальных…

Кабинетной деятельности автор предпочитает свободу и нахальство. Елена Зейферт в послесловии к книге отмечает: «Лейтмотивы в цикле – обращение к прекрасной даме, общение с женщиной как выход из онтологического тупика, в том числе уход от обесцененного искусства («И сладострастья выше в мире нет, чем пристрелить, отпраздновав измену, Эвтерпу, Терпсихору, Мельпомену, что нам дарили негасимый свет, чтоб к Леруа Мерлен упасть на грудь»); тема Дон Жуана и неприятие греха («И соблазнивший Леруа Мерлен, ты скорого достоин эшафота»; «меня смешат врожденные пороки, не чувствует бессмертная душа их тяжкого укора за спиною»); эскапизм, стремление к побегу от жизни, вплоть до полетов в космос («чтоб через миг в летающей тарелке умчаться прямо к звездам наконец»); богоборчество и богоискательство («Ты веришь в Бога? Я не верю в Бога. Твой Бог не оправдал моих надежд»). Парадоксальным образом цикл «сонетов» к финалу сгущается: магистральные линии завершаются концептуально, квазифилософия оборачивается жизненной позицией лирического героя, ищущего отдохновение в объятиях женщины, не принимающего первородного греха и других пороков, сомневающегося в ценности религии и искусства». Кто из великих говорил: всегда и во всем сомневаться?

Сейчас Месяц готовит к изданию авантюрный роман об Иосифе Бродском, сыгравшем серьезную роль в его жизни. «Дядя Джо. Роман с Бродским». Любопытно будет посмотреть, как «ненависть к поэзии» и «жлобскому искусству», декларированная в «Сонетах», проявится в новой прозаической книге.

Галле, Германия


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Какое дело поэту до добродетели

Какое дело поэту до добродетели

Владимир Соловьев

К 125-летию Владимира Набокова

0
3297
Нет ни тела, ни тени

Нет ни тела, ни тени

Два посвящения автору «Машеньки» и «Защиты Лужина»

0
1243
Сегодня стихи живут как приложение к чему-то

Сегодня стихи живут как приложение к чему-то

Борис Колымагин

Тема пустоты в совершенно разных ее проявлениях стала одной из главных в современной литературе

0
1599
В пророки я не рвусь

В пророки я не рвусь

Людмила Саницкая

К 90-летию поэта и пародиста Зиновия Вальшонка

0
1193

Другие новости