Портрет поздней империи: Андрей Битов / Авт.-сост. Евгений Чигрин; предисл. Валерия Попова.
– М.: АСТ, 2020. – 352 с. (Большая биография). ISBN 978-5-17-119370-6
Из небольшого предисловия «От составителя»: «Книгу, посвященную памяти крупнейшего русского писателя Андрея Георгиевича Битова (1937–2018), составили эссе о его личности и творчестве, воспоминания, написанные по просьбе составителя именно для этого издания. Они воссоздают портрет прозаика и человека с мировым именем… Среди авторов сборника – прозаики, поэты, журналисты, кинорежиссеры, актеры театра и кино. Это такие имена, как Вадим Абдрашитов, Андрей Арьев, Дмитрий Быков, Зоя Богуславская, Соломон Волков, Александр Генис, Виктор Ерофеев, Игорь Ефимов, Юрий Кублановский, Александр Кушнер, Борис Мессерер, Валерий Попов, Ирина Роднянская, Сергей Соловьев и многие другие…
Завершает памятное издание беседа Сергея Шаргунова с Андреем Битовым, которая целиком ранее не публиковалась.
Вот что пишет Валерий Попов: «…Вопрос остался и обострился теперь: Битов – великое явление или создатель великой литературы? – Многие хотели бы сделать его каноном, а некоторые – сокрушить. Думаю, что эта книга воспоминаний, посвященная великому, безусловно, петербуржцу, «накачанная» энергетикой Битова, будет читаться взахлеб. Кончится ли эпоха Битова? Ни за что и никогда!»
Мария Попова. На грани: Стихи / Пер. на эст. К. Вяли.
– М. Плюмбум-Пресс, 2019. – 56 с. ил. ISBN 978-5-7205-1570-6
Это дебютная книга поэта, журналиста, автора «НГ-EL» Марии Поповой, которая, однако, уже давно участвует в литературном процессе, много публиковалась в периодике со стихами и статьями, была финалисткой многих поэтических конкурсов, а в 2011 году получила премию журнала «Студенческий меридиан». Тонкая нервная женская лирика Марии Поповой облечена в форму верлибра, наполнена точными бытовыми наблюдениями и деталями, а тот самый верлибровый темпоритм, его придыхание с провалами и пустотами придает ей особый рисунок. Важно сказать, что это книга-билингва – Катрин Вяли перевела стихи Поповой на эстонский язык: это обусловлено давней любовью автора к Эстонии. И еще это книга-фотоальбом: стихи проиллюстрированы фотографиями, ассоциативно рифмующимися с поэтическим контентом.
Сергей Есин. Дневник-2016.
– М.: Вест-Консалтинг, 2019. – 580 с. ISBN 978-5-17-119370-6
Из издательской аннотации: «Перед вами книга, которую одновременно можно назвать «очередной» и «первой». «Очередная» она потому, что это новый том в серии Дневников Сергея Николаевича Есина. В то же время она и первая, увидевшая свет после его ухода… Еще появятся его книги – как новые, так и вновь открытые старые, будут и воспоминания о нем…»
Прозаик Сергей Есин (1935–2017) преподавал в Литературном институте, в 1992–2005 годах занимал пост ректора. Автор множества книг, в том числе романов «Имитатор», «Гувернер» и др.
«К четырем часам поехал в Союз книголюбов на Пушечную улицу, самый центр Москвы. Исполняется 25 (?) лет Музею экслибриса. Сегодня по этому по этому поводу собрание и что-то вроде праздника с угощением…»
Литературное Переделкино: Литературно-художественный и историко-краеведческий альманах. Выпуск 1 (2019).
– М.: 2019. – 240 с.
Альманах – одна из первых попыток оформить литературный и географический контекст знаменитого литературного поселения Переделкино. И соответственно главный редактор Сергей Агапов собрал под одной обложкой прозу, поэзию, мемуаристику, связанную с Переделкином. Здесь есть историческое эссе редактора отдела поэзии журнала «Новый мир» Павла Крючкова «Городок писателей под Москвой. Прошлое и настоящее уникальной литературной колонии», есть рассказы поэта, прозаика Светланы Василенко, стихи поэта и критика Марины Кудимовой, воспоминания Аллы Рахманиной «Переделкино. Алея классиков», где говорится в том числе о Лиле Брик, Эльзе Триоле и Луи Арагоне. Альманах снабжен также и иллюстративным материалом – это не только исторические фотографии пейзажей и жителей Переделкина, но также живопись и графика Александра и Анны Мессерер, современные фото Анны Бобровской-Лениной в отдельной рубрике «Образы Переделкина».
|
Елена Бурлуцкая, Светлана Шлеюк, Константин Абдрахманов. Оренбург купеческий.
– Оренбург: Оренбургская книга, 2019. – 272 с. ISBN 978-5-94529-081-5
«Научная новизна, – написано во «Введении», – данного проекта заключается в том, что в рамках региональных научных исследований ни разу не предпринималась попытка связать особенности городской купеческой архитектуры пореформенной эпохи с определенным поведением, коллективной психологией и образом жизни, демонстрируемыми региональными предпринимателями второй половины XIX – начала XX века». Подробнее в главах и подглавах «Оренбургский Гостиный двор», «Пивоваренный завод А.Ф. Клюмпа», «Роль оренбургского купечества в развитии городской инфраструктуры», «Особенности архитектуры купеческих жилых домов» и др.
комментарии(0)