Искусствовед Дмитрий Фомин, художник Виктор Гоппе и художник Александр Панкин. Фото Ильи Оброскова
Новая книга издательства Виктора Гоппе – артефакт исключительно оригинальный, пожалуй, не имеющий прямых аналогов ни в экспериментах современных дизайнеров, ни в наследии классиков авангарда. Сам Гоппе на сей раз ограничился созданием довольно узнаваемого, хотя и очень условного портрета автора – поэта и филолога, президента Академии зауми Сергея Бирюкова; на суперобложке непревзойденный декламатор футуристической поэзии изображен с микрофоном в руке. Основное же пространство сборника изобретательно сконструировано, непривычно, но по‑своему абсолютно логично выстроено художником Александром Панкиным, чьи выставки прошли совсем недавно в Московском музее современного искусства и в «Крокин галерее». Гоппе рассказывает, что, познакомившись с творчеством этого мастера, пришел в восторг от самобытности его метода и тут же предложил ему поработать над поэтической книгой. Основываясь на открытиях авангардистов начала прошлого века, но не повторяя их эксцентричных опытов, а развивая их идеи, Панкин предлагает собственную, современную концепцию формообразования; к его работам применимы слова Флоренского: «Художество, насыщенное математической мыслью».
Внешне рецензируемое издание напоминает отнюдь не традиционный сборник стихов с широкими полями, элегантными виньетками, «парадным портретом» сочинителя, а скорее деловитый рекламный проспект или детскую «раскладушку». В книгу включено всего несколько коротких текстов Бирюкова (в том числе и знаменитый палиндром «Року укор»), но самое главное здесь – способ их графической интерпретации. Стихи, нанесенные на черный фон белыми печатными буквами, воспроизведенные шелкографским способом образцы визуальной поэзии, математические выкладки, фотография автора – все эти элементы книжного ансамбля четко сбалансированы и жестко структурированы. Приводя столь разнородный материал к единому стилевому знаменателю, художник подчас буквально реализует поэтические метафоры: выстраивает из «ночных строк» и «обесцвеченных грустью» линий мир очень цельный, но настолько хрупкий, что «может хрустнуть вдруг на сгибе».
Число Сергея Бирюкова: поэтическое издание / Конструкция книги, рис. и типографика А. Панкина, гравюра на суперобл. В. Гоппе. – М.: Изд. В. Гоппе, 2019. – 6 с. |
На другом развороте примерно такие же манипуляции проделываются с «абстрактным» стихотворением; перед нами – не иллюстрация к поэтическому тексту, а его кардиограмма, подробнейший анализ словесной конструкции графическими средствами. Схема чередования гласных и согласных напоминает решетку или шахматную доску. По мнению Панкина, такой подход позволяет наглядно выявить скрытую гармонию «заумного» словотворчества, четкую упорядоченность хаотичного на первый взгляд нагромождения слогов, отсутствие в этой системе элементов случайных, необязательных. Прочтение авангардистских литературных опытов недвусмысленно уподобляется решению математической задачи. Если Велимир Хлебников или Курт Швиттерс, предлагавшие писать стихи не буквами, а цифрами, все же действовали по наитию, выбирали те или иные числительные интуитивно, то в «Числе Бирюкова» торжествует точный расчет. Предложенный художником экстравагантный метод осмысления поэзии может показаться читателю надуманным, излишне механистичным, однако этот эксперимент, безусловно, заслуживает внимания, ему нельзя отказать в логике и графической выразительности.
Книга издана тиражом 50 нумерованных экземпляров. Встретиться с ее создателями можно будет на презентации, которая состоится 26 сентября в библиотеке им. А.П. Чехова (Страстной бульвар, д. 6, стр. 2) в 19 часов.
комментарии(0)