0
2373
Газета Печатная версия

08.08.2019 00:01:00

Лондонец с Урала

Новая книга Олега Дозморова в Музее Серебряного века

Тэги: поэзия, лондон, урал, иосиф бродский, акцент, борис рыжий


(поэзия, лондон, урал, иосиф бродский, акцент, борис рыжий Инга Кузнецова поздравляет коллегу-поэта Олега Дозморова с новой книгой. Фото автора

В рамках литературного цикла «Пункт назначения», созданного участниками проекта «Культурная инициатива», в Музее Серебряного века (филиал ГМИРЛИ имени В.И. Даля) прошел вечер поэта Олега Дозморова, проживающего в Лондоне. Идея цикла заключается в представлении авторов, живущих вне Москвы: от Владивостока до Калининграда, от Нью‑Йорка до Тель‑Авива. В нем выступали Наталья Горбаневская, Владимир Гандельсман, Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Андрей Грицман, Катя Капович, Леонид Шваб, Сергей Бирюков, Михаил Еремин, Вячеслав Казакевич и многие другие.

На вечере была представлена новая книга Олега Дозморова «Уральский акцент», недавно вышедшая в издательстве «Воймега». Название книги не случайно, ведь Олег Дозморов долгое время жил и работал на Урале. «Уральский акцент» – сборник стихов, написанных с 2010 по 2019 год, опубликованных в журналах «Знамя», «Новый мир», «Арион», «Воздух», «Звезда», «Урал», «Волга», «Новая Юность», а также на Facebook.

В своем вступительном слове автор поблагодарил издательство, а в частности издателя и редактора Александра Переверзина. Чтение стихов Олег Дозморов начал со стихотворения, откуда, собственно, и было взято название книги. Стихотворение, посвященное поэту, эссеисту, переводчику Аннелизе Аллева, подруге Иосифа Бродского. «Она не слышит этого уральского акцента, как все иностранцы, – прокомментировал Олег. – Я сейчас говорю с чудовищным уральским акцентом. Когда я говорю по‑английски, он пропадает». «Неистребимый уральский акцент./ Как ни старался, чего я ни делал,/ но интонацию словно заело,/ неконтролируем этот момент./ В прах орфоэпию я изводил,/ не оттирается, не отлипает,/ а еще пуще, злодей, прилипает,/ выгляжу с ним как последний дебил».

«Я считаю себя уральским поэтом во многих отношениях, – признался Олег. – Не в тех смыслах, в которые вкладывается понятие уральско‑поэтической школы, потому что я считаю, что этой школы нет. Я думаю, что есть уральская нота типа парижской ноты. Но это на любителя... А вот чисто географически, по происхождению, я с особой гордостью говорю, что я – уральский поэт. Именно там я встретил двух гениальных поэтов – известного Бориса Рыжего и менее известного Алексея Решетова. Последнего я узнал один из первых, и он меня просто оглушил. Но парадокс в том, что в Интернете практически нет стихов Решетова. Два десятка буквально. Изданий тоже нет, хорошей критики – тоже». В стихотворении, которое последовало за речью автора, Решетов упоминается в последней строке. Посвящено произведение памяти поэта Якова Андреева, мастеру поэтической студии при Дворце пионеров, в которую ходил Дозморов в 15–16 лет. «Ах, осень. Сплошные подарки:/ дни солнечны, утра сухи./ Три ивы в окраинном парке/ – как лучшие в мире стихи... Писал безупречно свердловский,/ сугубо уральский поэт... Сверкая большими очками,/ он Решетова нам читал...»

В своих стихотворениях Олег Дозморов часто возвращается в прошлое, в родные края, где вырос, с которыми многое связано, но это просто память, без которой невозможно будущее. «Нет, ничего почти что не осталось/ от города, где я когда‑то вырос... Где чебуречная в большом «Рубине»?/ Где общепит наш скромный весь советский?/ Пельменная на Горького где ныне?.. Я очень старый, помню слишком много./ Мне сорок пять, а кажется, что вечность./ Я о грядущем вовсе не тоскую,/ мне подавай элегию, беспечность».

О поэзии Олега Дозморова пару слов сказал поэт, филолог, эссеист Алексей Кубрик, который на примере одного стихотворения постарался показать, из чего выросли стихи уральского поэта. «Тяжело лежать на одном боку,/ а ворочаться – простыня вся в канат свилась./ Снег снаружи сеет свою муку,/ между мной и всем проявляя связь./ Перемелется, что ли, все в декабре?/ Мечта человека: ничто не стучит в висок./ Уснуть одним, встать другим на заре,/ совпадая с собой, – раз, где‑то там щелчок». «Не очень заметно, что это дольник, включая пятую строку, – обратил внимание публики Алексей Кубрик. – Это тонический стих. Я не помню, кто так делал. У кого из современных поэтов больше всего четырехстопных дольников. У Айзенберга. И как вы думаете, когда в одном стихотворении снег и висок? Какое стихотворение стоит у автора в подтексте?» Вопросами, догадками, умозаключениями настоящего исследователя сыпал Алексей Кубрик на собравшуюся публику. Перед глазами возникали поэты Иосиф Бродский, Борис Поплавский, Михаил Айзенберг и другие, которые, по мнению выступающего, присутствуют в подтексте стихотворений Олега Дозморова. Однако, как признался чуть позже сам Олег, он и не думал о перечисленных поэтах, когда писал свои стихи: «Я под впечатлением от новых открытий... Я, конечно, снимаю шляпу перед Айзенбергом и так далее. Но, ей богу, я не хотел».

После Олег почитал еще стихов и ответил на вопросы публики. В зале было очень много друзей поэта с Урала, московских поэтов и прозаиков, таких как Инга Кузнецова, Ганна Шевченко, Леонид Костюков, и других. В конце вечера состоялась продолжительная автограф‑сессия.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1819
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3804
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2856
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2327

Другие новости