Отважному рубаке не была суждена славная гибель во время сечи. Неизвестный художник. Храбрый партизан Денис Васильич Давыдов. 1812 год
|
Жизнь Дениса Давыдова, такая короткая по нынешним меркам (всего 55 лет), если выражаться образно, похожа на дорогой хрустальный кубок, символизирующий чистоту, красоту, легкость, а главное – поразительную цельность и уверенность своего воплощения. «Я считаю себя рожденным единственно для рокового 1812 года», – говорил сам поэт‑гусар. И в самом деле, как не быть в этом уверенным, если его «рукоположил» на сии дела сам Суворов. Когда Давыдову было всего 9 лет, полководец приехал к ним в имение, в гости, и, оглядев Дениса и брата его Евдокима Давыдова (тоже в будущем известный военный, дослужившийся до чина генерал‑майора), сказал, что Денис «этот удалый, будет военным, я не умру, а он уже три сражения выиграет». Рвение Давыдова к ратным подвигам было столь сильно, что, когда поэт уже стал кавалерийским офицером, но его гусарский полк не принимал участия в сражениях, он ночью проник к фельдмаршалу Михаилу Каменскому, назначенному в это время главнокомандующим, и потребовал отправить его на фронт. Отчаянность и рвение были вознаграждены – его назначили адъютантом к генералу Петру Багратиону.
Кстати о Багратионе. Как известно, поэт‑гусар создавал не только искреннюю страстную (и весьма! ) любовную лирику, не только стихи о лихих военных баталиях и веселых дружеских пирушках, но и едкие и острые сатиры, задевавшие значительных сановников. Тут его даже можно в один ряд с Пушкиным поставить. Так, в стихотворении «Сон» 1803 года он описал утопический Петербург, в котором все встает с ног на голову, «протягивая» известных в ту пору личностей: «Вообрази – с долгом Н [арышки] н расплатился;/ Не видно более педантов, дураков,/ И даже поумнел З [агряжск] ой, С [вистун] ов!/ В несчастных рифмачах старинной нет отваги,/ И милый наш Марин не пачкает бумаги». И в нем легко, походя, Давыдов задел самого Багратиона: «Б [агратио] на нос вершком короче стал». Дивное продолжение этой истории явило юмор, находчивость и добродушие описываемых персон. Увидев в первый раз Давыдова, Багратион сказал: «Вот тот, кто потешался над моим носом», – на что тот, не растерявшись, ответил, что писал о его носе только из зависти, так как у самого его практически нет. Это так понравилось полководцу, что часто, когда ему докладывали, что неприятель на носу, переспрашивал: «На чьем носу? Если на моем, то можно еще отобедать, а если на Денисовом, то по коням!»
Ну ладно, с носами разобрались. Пардон, носами померились. Но важнейшим, так сказать, аксессуаром гусара были все‑таки усы. И они были столь важны для Дениса Васильевича, что, когда после войны 1812 года его перевели командовать драгунской бригадой и он по правилам должен был сбрить усы, поэт написал самому царю, что выполнить приказ не может. Из‑за усов. Понятное дело, Давыдов настраивался на худшее, но царь был в хорошем расположении духа и сказал: «Ну что ж! Пусть остается гусаром», – и назначил Дениса в гусарский полк с возвращением, между прочим, чина генерал‑майора (вначале Давыдову сообщили, что чин присвоен ему по ошибке). И эти самые усы и в реальном виде сохранились: в Российской национальной библиотеке в архиве Василия Жуковского хранится «десятая часть левого уса» Давыдова, присланная им Жуковскому по его просьбе с подробной «биографией» уса. Но еще ярче сохранились усы в стихах. Читаем: «Пусть мой ус, краса природы,/ Черно‑бурый, в завитках,/ Иссечется в юны годы/ И исчезнет, яко прах!», «Вместо зеркала сияет/ Ясной сабли полоса,/ Он по ней лишь поправляет/ Два любезные уса», «Трубки черные в зубах;/ Все безмолвны, дым гуляет/ На закрученных висках/ И усы перебегает».
Усы, обаяние, душа, страстная любовь к жизни, к чувственным наслаждениям, еще, простите уж за пафос, неподдельный патриотизм. Ах, и не забыть бы – замечательный редкий демократизм. Ведь после того как Денис – представитель старинного дворянского рода Давыдовых – предложил Багратиону идею собственного партизанского отряда, он долго воевал бок о бок с крестьянами‑повстанцами. И даже, когда его по ошибке чуть не убили (крестьяне плохо разбирались в деталях военной формы), стал носить мужицкий кафтан и отпустил бороду. Да, собственно, и в стихах мы видим эту самую ненависть к напыщенному, лживому, чванливому свету: «Бегу век сборища, где жизнь в одних ногах,/ Где благосклонности передаются весом,/ Где откровенность в кандалах,/ Где тело и душа под прессом;/ Где спесь да подлости, вельможа да холоп,/ Где заслоняют нам вихрь танца эполеты,/ Где под подушками потеет столько Где столько пуз затянуто в корсеты!» А еще того боле – в стихотворении «Современная песня»: «Всякий маменькин сынок,/ Всякий обирала,/ Модных бредней дурачок,/ Корчит либерала А глядишь: наш Мирабо/ Старого Гаврило/ За измятое жабо/ Хлещет в ус да в рыло Нет, он в битвах не бывал –/ Шаркал по гостиным/ И по плацу выступал/ Шагом журавлиным «И в очках сухой паук –/ Длинный лазарони, / И в очках плюгавый жук, / Разноситель вони».
Итак, налицо лирика, отражающая тончайшие движения души, едкие куплеты с использованием фольклорного стиля, вдохновенное описание дружеских пирушек, шутливая игра‑диалог с друзьями в непосредственных к ним посланиях, иногда в коротких эпиграммах – пушкинские озорство и колкость: «Под камнем сим лежит Мосальский тощий:/ Он весь был в немощи – теперь попал он в мощи». И, кстати, порою философский басенный стиль – скажем, в стихах «Голова и Ноги», «Река и зеркало» или в такой замечательной вещи: «Под вечерок Хрунов из кабачка Совы,/ Бог ведает куда, по стенке пробирался;/ Шел, шел и рухнулся. Народ расхохотался./ Чему бы, кажется? Но люди таковы!/ Однако ж кто‑то из толпы –/ Почтенный человек! – помог ему подняться/ И говорит: «Дружок, чтоб впредь не спотыкаться,/ Тебе не надо пить...» –/ «Эх, братец! все не то: не надо мне ходить!» Непременно нужно упомянуть и прозаические труды: воспоминания «Встреча с великим Суворовым», «Встреча с фельдмаршалом графом Каменским», «Дневники партизанских действий» и др., статьи «Опыт теории партизанского действия», «Мороз ли истребил французскую армию», «Переписка с Вальтер‑Скоттом» и др. И еще помимо оригинальных стихов – поэтические переводы. С именем драматурга Антуана‑Венсана Арно связан, кстати, интересный момент поэтической «переклички» Давыдова и Пушкина. Давыдов перевел стихотворение Арно «Листок», а Пушкин в своем послании Давыдову «Тебе, певцу, тебе, герою!..» использовал первую строку из произведения Арно («A vous, poète, à vous, guerrier…»).
Остались дела любви. В них достославному гусару долго не везло. Влюбился в Аглаю де Грамон. Но она вышла за его двоюродного брата – высоченного кавалергардского полковника. Сам Давыдов, как известно, был маленького роста и нос «пуговкой». Влюбился в балерину Татьяну Иванову, а она вышла за своего балетмейстера. Влюбился в дочь генерала Антона Осиповича Злотницкого Лизу, и вроде бы было все на мази, а она увлеклась красавцем, картежником и кутилой князем Петром Голицыным. В итоге помогли друзья – познакомили его с дочерью покойного генерала Николая Александровича Чиркова Софьей, которая и стала супругой поэта на долгие годы и родила от него аж девять детей (чуть поменьше, чем у Льва Толстого, но все же!). Тем не менее знаменитый любовный цикл достался не ей, а поздней любви героя: в 1833 году в Пензе 50‑летний Денис Давыдов встретил 22‑летнюю Евгению Золотареву и влюбился в нее без памяти: «Я вас люблю так, как любить вас должно:/ Наперекор судьбы и сплетней городских,/ Наперекор, быть может, вас самих,/ Томящих жизнь мою жестоко и безбожно./ Я вас люблю не оттого, что вы/ Прекрасней всех, что стан ваш негой дышит,/ Уста роскошствуют и взор Востоком пышет,/ Что вы – поэзия от ног до головы!/ Я вас люблю без страха, опасенья/ Ни неба, ни земли, ни Пензы, ни Москвы,/ – Я мог бы вас любить глухим, лишенным зренья./ Я вас люблю затем, что это – вы!»
Денису Давыдову, отважному рубаке, не была суждена славная гибель во время сечи. Тем не менее обстоятельства, сопутствующие его смерти, также осенены благородным ореолом. В 1839 году по случаю 25‑летия победы над Наполеоном открывали памятник на Бородинском поле, и Денис Давыдов подал мысль о перенесении туда праха Багратиона. Он же самолично должен был сопровождать гроб Багратиона, однако скоропостижно скончался за несколько месяцев до Бородинских торжеств. «Вмиг Давыдова не стало!/ Столько славных с ним пропало/ Боевых преданий нам!/ Как в нем друга жаль друзьям! ..» – написал Жуковский. Не думаю, что Денис Давыдов был бы рад, что мы грустим. Он бы скорее предложил врезать (или даже вонзить) по случаю юбилея по стакану пунша и спеть, как в фильме: «Ради бога, трубку дай!/ Ставь бутылки перед нами,/ Всех наездников сзывай/ С закрученными усами!/ Чтобы хором здесь гремел/ Эскадрон гусар летучих,/ Чтоб до неба возлетел/ Я на их руках могучих».
комментарии(0)