0
1895
Газета Печатная версия

20.06.2019 00:01:00

Поцелуй с четырех ракурсов

Александр Исаевич между книгами и театром

Тэги: литература, искусство, история. солженицын, опера, театр, архипелаг гулаг, тюрьма, лагерь, ссср, китай


20-15-12_a.jpg
Личность и творчество
А.И. Солженицына в современном
искусстве и литературе /
Ред.-сост. Л.И. Сараскина. –
М.: Государственный институт
искусствознания; Русский
путь, 2018. – 408 с.
На первый взгляд очередной юбилейный сборник, вышедший к столетию Александра Солженицына, не вызывает ничего, кроме недоумения с легкой примесью раздражения. И действительно, почему концептуально близкие материалы международной конференции, прошедшей годом ранее, которые легли в основу настоящей книги, оказываются в разных ее разделах?

Так, в разделе «Мастера искусств: театр, кино, книжный дизайн, литература» есть текст Георгия Исаакяна «Опера «Один день Ивана Денисовича» – опыт переживания истории в проектах Пермского оперного театра», а в разделе «В пространстве науки» –  Жоржа Нивы «Опера Жильбера Ами «В круге первом» и Елены Петрушанской об опере Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича». К чему это в данном случае совершенно надуманное разделение авторов по профессиональному признаку (отдельно – деятели искусства, отдельно – деятели науки и т.д.) в ущерб тематическому и смысловому содержанию?

Если же касаться собственно докладов, то они, напротив, за редким исключением  производят благоприятное впечатление. Авторы касаются самых разнообразных вопросов. Помимо уже упомянутых можно назвать анализ техники монтажа и полифонии в творчестве нобелевского лауреата, который предпринял в своей статье Адриано Дель Аста на примере «Ракового корпуса», «Архипелага ГУЛАГ» и «Красного колеса». Так, в «Раковом корпусе» знаменитый поцелуй Олега Костоглотова и «лупоглазой» медсестры Зои показан с четырех ракурсов. Выявленная ими совокупность деталей показывает зрителю-читателю, что перед нами разворачивается не момент единства и дарения, а его противоположность. Схожая тема присутствует и в статье Иветты Кудиновой о визуальной поэтике «Корпуса». Исследователь обращает внимание на то, что писатель использует различные техники, начиная от натурализма и кончая импрессионизмом. Под его пером они обретают символическую и аксиологическую нагрузку, подчеркивая и придавая новые смыслы тексту повести. (О визуальности в сборнике есть еще статья Владимира Котельникова.)

Также интересна статья Жень Гуансюаня о влиянии солженицынской лагерной прозы, а точнее, «Одного дня» на тюремную тему в современной китайской литературе. Дебютная повесть автора «Архипелага» была переведена в КНР в 1963 году – спустя два года после публикации в Советском Союзе. По мнению слависта, именно она и рассказ Лу Синьхуа «Шрам» о дочери, отрекшейся от матери в годы культурной революции и вернувшейся к ней лишь после реабилитации, но опоздавшей на несколько дней и не заставшей ее в живых, определили профиль тюремной прозы. Русского классика и китайских писателей объединяет схожесть характеров главных героев (они, как правило, простые люди), уважение к человеческому достоинству, реализм, а для многих авторов, как и для Солженицына, лагерный опыт.

Такие вот разные темы, касающиеся, если использовать солженицынские слова, «нашего недавнего» и его преломления в культуре модерности. Поэтому если читать книгу не подряд, а по заранее составленному предметному списку тем, то недоумение от их бессистемной хаотичности тоже исчезнет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Люди «перекрестка»

Люди «перекрестка»

Татьяна Алексеева

Без опоры на традицию нет большого искусства, а без новаторства нет развития

0
353
Торжество русского вкуса в Париже

Торжество русского вкуса в Париже

Виктор Леонидов

Фейерверк встреч историка моды Александра Васильева

0
358
Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
880
Кедров нарасхват

Кедров нарасхват

Всю неделю – День поэзии

0
217

Другие новости