0
2462
Газета Печатная версия

23.05.2019 00:01:00

От Стокгольма до Чукотки

Экспедиция Норденшёльда не затерялась в арктических льдах

Тэги: полярники, арктика, север, флот, путешествие, шведы


17-15-1.jpg
На зимовке у побережья Чукотского моря.
Георг фон Розен. Портрет Норденшёльда.
1886. Иллюстрация из книги «Плавание
на «Веге» (М., 2018)
В нынешнем году исполняется 140 лет со времени первого сквозного плавания по Северному морскому пути вдоль российского побережья. Сегодня об этой трассе много пишут в СМИ, в частности, обсуждается возможность прохождения по ней зарубежных судов. Некоторые за границей считают, что Россия несправедливо «приватизировала» северо-восточный проход, и надо предоставить доступ к нему кораблям разных стран. Российская сторона, однако, пока не готова открывать для всех подряд свои территориальные воды. На Западе также порой высказывается мнение, будто акватория Северного Ледовитого океана была в свое время «неправильно» поделена на сектора, и надо бы устроить передел арктических территорий. Чтобы опять-таки урезать влияние России в этом регионе. В общем, борьба за Арктику идет нешуточная. Пока что лишь в политической и интеллектуальной плоскости.

Между тем первопроходцами Севморпути были именно иностранцы. Исторический поход в 1878–1879 годах совершило шведское судно «Вега». Оно было построено несколько ранее в Германии как китобойная шхуна и позже переоборудовано на военной верфи для плавания во льдах. Экипаж его преимущественно также состоял из шведов. Однако глава экспедиции Нильс Адольф Эрик Норденшёльд – все-таки не чужой для России человек, да и вообще личность примечательная и выдающаяся. Он родился и вырос в Гельсингфорсе, когда этот город находился в составе Российской империи; окончил Александровский императорский университет и даже некоторое время преподавал в нем. Однако из-за фрондерских речей в ученых собраниях оказался в немилости у российского генерал-губернатора Финляндии (кстати, обрусевшего немца). Не секрет, что в ХIХ веке многие этнические шведы – подданные русского царя – тяготели скорее к Стокгольму, нежели к Петербургу. Уехал на историческую родину, сменив гражданство, и Норденшёльд. При этом с коллегами-учеными из России он после этого сохранил хорошие отношения, был удостоен престижной Константиновской медали Русского географического общества. Его надежным деловым партнером был золотопромышленник Александр Сибиряков, любимым чтением – записки русских полярных путешественников. Знание русского языка помогало шведу и во время плавания при общении с местными жителями.

До причалов Стокгольма «Вега» добралась только в 1880 году, обогнув Евразию. Покорителей Ледовитого океана встречали как героев. На многие годы они стали самыми знаменитыми людьми в Швеции, уступая разве что королю страны Оскару II. Еще не успели угаснуть фейерверки по случаю триумфального возвращения путешественников, а Норденшёльд уже засел за книгу. Он привез в багаже ценнейший материал: путевые дневники, рисунки, фотографии, карты. В короткий срок литературный отчет о плавании был готов. На основе зарисовок талантливый художник-иллюстратор Вильгельм Майер выполнил более 300 гравюр. Издание вышло в Швеции и вскоре было переведено на главные языки мира. Книга «Плавание на «Веге» (есть и другие варианты перевода названия на русский) стала бестселлером и по сей день часто переиздается. Это классика литературы о морских путешествиях, как и труды Кука, Лаперуза, Беллинсгаузена, Нансена.

Издавалась она начиная с 1880-х годов и в России, причем в авторизованном переводе. Затем стали появляться сокращенные («в извлечениях») издания, а то и вовсе пересказы. Книга Норденшёльда становилась явлением массовой культуры; сегодня по ее мотивам выпустили бы комикс. Почтенный труд требовал научного осмысления, и в 1936 году вышло полное издание «Плавания…» под редакцией Владимира Визе – крупного ученого-океанографа, исследователя Севера, чьим именем назван остров. Выход этой книги совпал с началом завоевания Арктики Советским Союзом. В 30–70-е годы в Ленинграде и других городах страны выходили и биографические книжки о Норденшёльде. (Между тем как некоторых российских исследователей Севера начала ХХ века в СССР по политическим причинам предпочитали не вспоминать.) «Плавание…» не переиздавалось в России почти восемь десятилетий. Зато в 2010-х годах появилось сразу два переиздания. В книгах воспроизведены гравюры Майера, подробные очерки знакомят с биографией автора. В одной из книг использован «деликатно осовремененный» редакторами русский перевод конца позапрошлого века, с характерными чертами старого слога: «сибирское Ледовитое море», «в Карском море от 10 до 30 саженей глубины» и т.д. В другом издании воспроизведен перевод 1930-х годов.

Книга написана строгим пером ученого и путешественника, не привыкшего к художественным излишествам. (Хотя иным авторам подобных впечатлений могло бы хватить не на один роман – отметим, что «Вега» шла невдалеке от мифической «Земли Санникова».) Норденшёльд к 1878 году был уже опытным мореходом: он участвовал в экспедициях на Шпицбергене и в Гренландии, бывал в Баренцевом и Карском морях. В новый поход с ним отправились моряки, знавшие нравы Севера, а также несколько ученых. Это была одна из первых в истории научных экспедиций в арктические моря. «Вега» бросала якорь у берегов, где прежде не ступала нога ученого, да и вообще европейцев там мало кто видел. Норденшёльд изучал в университете геологию, минералогию и физику, разбирался в зоологии и ботанике, был отменным картографом (даже собрал уникальную коллекцию старинных карт Европы). Это помогало ему и в походе, и при написании книги.

«Плавание на «Веге» – это и увлекательный рассказ об экспедиции, и обзор арктических путешествий прежних времен, и трактат по разным наукам – от орнитологии до этнографии. На парусно-паровом судне, которое не обладало прочностью современных ледоколов, моряки прошли от побережья Скандинавии до Берингова пролива. Встречи со смертоносными льдами им удалось избежать. По пути ученые вели замеры глубин, обследовали горную породу и останки древней фауны, собирали ботаническую коллекцию, делали зарисовки моржей, китов, чаек, уток. В то время еще не были открыты архипелаг Северная Земля и многие другие приарктические острова. Вся обширная часть океана от устья Енисея до острова Врангеля, пишет ученый, «не была, за исключением береговых объездов, никогда еще проходима ни одним кораблем, не носила на своих волнах ни одного парохода». Норденшёльд рассказывает о высадке на берег на мысе Челюскин (впервые судно стояло на якоре у самой северной оконечности Старого Света), о нравах и облике чукчей, о трудной зимовке всего в десятке миль от Берингова пролива. Радиосвязи тогда еще не было, и в Европе мореплавателей, не уложившихся в летнюю навигацию, уже кое-кто считал погибшими. Научные исследования не прекращались ни на день и во время долгой стоянки. Наконец весной лед тронулся, «Вега» продолжила путь на восток. Судно обогнуло мыс Дежнева, затем моряки высаживались на американском побережье, посетили Командорские острова. А потом были визит в Японию и путь домой южным маршрутом. «Мечта мореплавателей прошлых столетий сбылась – мореплаванию открылся новый путь! И путь этот найден не случайно, не благодаря романтическому приключению, а как результат планомерной, упорной научной работы», – резюмирует автор.

Научное значение экспедиции огромно, ее материалы впоследствии использовались и романистами. Но была у нее и экономическая цель – установить кратчайшее сообщение с районами Сибири, примыкающими к Оби, Енисею и другим крупным рекам. В торговле на этих путях были заинтересованы и Россия, и страны Северной Европы. Но активное развитие Северного морского пути началось десятилетиями позже. Символично, что первым судном, прошедшим этим маршрутом за одну навигацию, стал ледокол «Сибиряков», названный (еще до революции) в честь коммерсанта, спонсировавшего экспедицию Норденшёльда. А имя самого шведского путешественника носит ныне один из российских арктических архипелагов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3009
28 минут между Нижним и Казанью

28 минут между Нижним и Казанью

Ольга Рычкова

На Южном речном вокзале Москвы состоялась презентация книги Алексея Иванова «Речфлот»

0
467
Транспортная артерия в ожидании грузов

Транспортная артерия в ожидании грузов

Борис Николаев

Хватит ли запасов углеводородного сырья для расширения поставок по Севморпути

0
4905
Пельменные гастроли и пиксельный лес

Пельменные гастроли и пиксельный лес

Татьяна Нефедова

Увлекательное путешествие по Европе и неожиданные воспоминания о Китае

0
6445

Другие новости