0
1994
Газета Печатная версия

21.02.2019 00:01:00

Я встретил женщину в наморднике

«Три поэмы» Леонида Завальнюка в Доме поэтов

Тэги: поэзия, поэмы, леонид филатов, владимир высоцкий, бахтин, евгений евтушенко, андрей вознесенский, ахмадулина


поэзия, поэмы, леонид филатов, владимир высоцкий, бахтин, евгений евтушенко, андрей вознесенский, ахмадулина Геннадий Калашников размышляет о «поэмном сознании» и «объемном состоянии чувств» Леонида Завальнюка. Фото автора

Широкий спектр мнений и наблюдений был представлен на вечере литературного клуба «Некрасовские пятницы» в Доме поэтов, центром дискуссии явился посмертный сборник Леонида Завальнюка «Три поэмы».

Завальнюк был соучеником Евтушенко по Литинституту, умер в один год с Вознесенским и Ахмадулиной. Ведущий клуба Сергей Нещеретов, обходя вопрос о причислении Завальнюка к большим поэтам, назвал его достойным звания не менее лестного: «Большой придумщик». У него действительно замечательно получалось придумывать и лирические песни, и сказки для детей, и сценарии мультфильмов, и сюжеты живописи, которой он увлекся под старость. Неистощимый фантазийный источник бьется по крайней мере в одной из трех его поэм – «Планета Зет, или Дерево веселья».

Их издатель, главный редактор петербургской «Алетейи» Игорь Савкин сообщил, что давно любит и публикует поэзию и прозу Завальнюка, планируя подступиться к собранию его сочинений. Составитель «Трех поэм», филолог Александр Белый, став фактически соавтором поэта, сопроводил каждую из них большим эссе; общий вывод, повторенный Белым на вечере: вдохновлялся Завальнюк не литературой, а природным миром.

Сергей Каратов подробно говорил о юношеской поэме Завальнюка «В пути», несущей на себе характерные отпечатки времени, и о том, что этот труд не затерян среди мастеров русской поэмы ХХ века. Владимира Аристова заинтересовала «Планета Зет», где он ощутил «флюиды» теории карнавализации Михаила Бахтина, перекличку с «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова и некоторыми вещами Высоцкого («В далеком созвездии Тау Кита…», «В королевстве, где все тихо и складно…»). Геннадий Калашников ценит в Завальнюке способность к острым поворотам лирического вектора: стихотворение про аиста (банальнейший романтический символ) шокирует концовкой – лирический герой (подросток военного лихолетья) птицу «поймал и съел»; можно отыскать у поэта коллизии похлеще: «Не то во сне, не то на Сретенке/ Я встретил женщину в наморднике». Эпическим потенциалом, как считает Калашников, Завальнюк тоже располагал, будучи не чужд «поэмному сознанию» и «объемному состоянию чувств» (терминология Давида Самойлова), но все-таки ценность его поэм – это скорее удачи на уровне обособленных строк («Отмолчался он от комсомола» – о рабочем парне 40-х) и небольших кусков, из которых Калашников выбрал для чтения два: «Амурской осени душа…» и «Вновь тоска протрубила отбой…» Нещеретов, сам отдавший предпочтение наиболее неброской из обсуждаемых поэм – «Осень в Благовещенске», констатировал, что ораторы «вошли в книгу «Три поэмы» с разных сторон, как входят войска в захваченный город».

Напоследок Виктор Есипов поведал о мимолетном, но оставившем добрый след эпизоде общения с Завальнюком в малеевском Доме творчества в середине 80-х. А поэт и тележурналист Владимир Александров напомнил, что последний телевизионный ролик прославленного историка культуры Паолы Волковой, снятый незадолго до ее смерти, посвящен именно Завальнюку.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Я лампу гашу на столе

Я лампу гашу на столе

Нина Краснова

К 75-летию со дня рождения поэтессы Татьяны Бек

0
1293
А она верила в чудеса

А она верила в чудеса

Александр Балтин

Пестрота женского слова: от Елены Гуро до Татьяны Бек

0
1273
У нас

У нас

Всеволод Федотов

0
439
У гениев нет передышки

У гениев нет передышки

Николай Фонарев

В Малом зале ЦДЛ вручили премию «Писатель ХХI века»

0
210

Другие новости