0
1959
Газета Печатная версия

31.01.2019 00:01:00

Плисецкой от машиниста сцены

Библиофилы открывают Год театра

Тэги: год театра в россии, библиофилы, театр, грибоедов горе от ума, садко, пьесы, сеславинский, александр блок, коллекции


год театра в россии, библиофилы, театр, грибоедов «горе от ума», «садко», пьесы, сеславинский, александр блок, коллекции Афиша заседания клуба «Библиофильский улей». Рисунок Елены Носовец

На днях члены клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) собрались на свое первое заседание, темой которого стал «Театр в моем собрании», приуроченной к Году театра в России. Открыл заседание искусствовед и галерист Ильдар Галеев, рассказавший об истории бытования эскиза театрального костюма к постановке балета «Садко. Подводное царство» (1911), созданного Борисом Анисфельдом.

После чего слово взял Борис Хайкин и поведал о книгах из своей коллекции. Например, об издании «Российский театр, или Полное собрание всех российских театральных сочинений» (1786–1794), уделив особое внимание пьесам, написанным Екатериной II. Были представлены два издания комедии Грибоедова «Горя от ума» (1854) и памфлет Павла Полуянова «Гибель театра, торжество кино» (1925), оформленный художником-конструктивистом Николаем Ильиным.

Не менее интересным оказалось выступление петербуржца Андрея Дорошина, посвященное одному из крупнейших русских художников-иллюстраторов, Петру Боклевскому, автору альбома литографий и рисунков к сочинениям Александра Островского (1859–1860), композиций к Николаю Гоголю «Галерея гоголевских типов, «Ревизор» (1858) и т.д.

Знаток наследия русской эмиграции Лев Мнухин рассказал о программках к спектаклям русских балетов и опер в Париже 1920–1930-х годов, которые оформляли Иван Билибин, Александр Бенуа, Константин Коровин, Наталья Гончарова, Сергей Чехонин и др. Взору собравшихся предстали изумительные по красоте обложки буклетов.

Другой завсегдатай клуба, Ярослав Костюк, посвятил свое выступление театральным программкам Большого театра с автографами Натальи Бессмертновой, Майи Плисецкой, Михаила Лавровского, которые он начал собирать во время работы в этом театре машинистом сцены. Председатель НСБ Михаил Сеславинский пошутил о том, как интересно смотрелся бы автограф «Великой Плисецкой от машиниста сцены Ярослава Костюка».

Леонард Чертков рассказал о том, что собирать книги театральной тематики он начал в 1961 году, когда с женой поехал к ее родителям в Керчь, где выяснилось, что в их доме на чердаке есть старые книги и журналы. Забравшись туда, библиофил обнаружил первое издание «Горя от ума» (1833). Вернувшись в Москву, он позвонил одному из крупнейших библиофилов Николаю Смирнову-Сокольскому и предложил книгу, но тот отказался, так как в книге не было автографов. Полагая, что он не может держать книгу такого ранга у себя, Чертков сдал ее в букинистическую лавку за 7 руб. 50 коп.

По традиции завершил заседание Михаил Сеславинский. Свое выступление он начал с замечания, что «театр» тотально собирать фактически невозможно, так как тема необъятная, но вместе с тем нельзя представить ни одного значительного книжного собрания, в котором театральная тема не была бы представлена тем или иным образом. Это касается и его коллекции. В ней особое место занимает конволют XVIII–XIX веков из пяти книг, среди которых – сочинение Якова Княжнина «Вадим Новгородский» (1793), фактически повторивший судьбу «Путешествия из Петербурга в Москву». Тираж книги был конфискован спустя 10 дней после выхода в свет, раскупленные экземпляры отобраны и публично сожжены. Председатель НСБ продемонстрировал первое печатное издание «Горя от ума» (1833) с гравированным портретом Александра Грибоедова на фронтисписе и вклеенными рукописными расшифровками цензурных купюр, что встречается крайне редко, книгу Александра Блока «Лирические драмы: Балаганчик; Король на площади; Незнакомка» с дарственной надписью поэта «Милому и дорогому / Константину Андреевичу / Сомову / от любви моей. / Александр Блок / 3 марта 1908. / СПб.». Сомов является автором чудесной обложки к этому изданию. Оригинал ее сейчас представлен на выставке «Арлекины Серебряного века. К.А. Сомов, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин» в Государственной Третьяковской галерее.

В заключение выступления Сеславинский продемонстрировал уникальный предмет – громадный дорожный кофр, принадлежавший ранее Сержу Лифарю и проданный лет 10 назад на одном из аукционов в Женеве. Сейчас председатель НСБ хранит в нем свои рукописи, письма, книжные закладки и старые меню.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Елизавета Авдошина

Главный режиссер Александринского театра – о "Воскресении", китайских "Лягушках" и новой роли Тихона Жизневского

0
3707
Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Маэстро обходится без юридического объединения Большого и Мариинского театров

0
5142
Жанр стендапа приходит в театр

Жанр стендапа приходит в театр

Елизавета Авдошина

Артисты "Сатирикона" и МХТ им. Чехова пробуют силы на новой творческой территории

0
3760
Московский сатирик

Московский сатирик

Елизавета Авдошина

Александр Ширвиндт не дожил до 90-летия трех месяцев

0
4462

Другие новости