0
5241
Газета Печатная версия

27.12.2018 00:01:00

Язык в искусстве и искусство в языке

В России появился словарь по теории прекрасного

Тэги: искусство, словарь, живопись, культурология, культура, философия, архитектура, скульптура


48-15-4_t.jpg
У животных эротики нет. Это от человека. 
Александр Герасимов. В бане. 1935.
Иллюстрация из книги

Энциклопедический словарь, как признается его автор, доктор философских наук, профессор, действительный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ Олег Кривцун (р. 1954), «по своему жанру является не классическо-академическим, а поисковым... То есть не только включает в себя готовые формулировки и выводы, но и демонстрирует трудный, часто противоречивый путь восхождения к ним».

Надо сказать, что в нашей стране это первая (и весьма удачная) попытка создания специального словаря по теории искусств – в данном случае с упором на изобразительные: живопись, графику, скульптуру, архитектуру. Название – изящный оммаж работе «Основные понятия истории искусства» (1915), написанной Генрихом Вельфлином, швейцарским теоретиком и историком искусств, называвшим себя формалистом.

Потребность в научной гармонизации искусствоведческого инструментария назрела давно. Надо ведь было к тому же осмыслить и упорядочить целую гамму новых понятий и категорий, как классических, так и не классических.  Таких как «художественная рефлексия», «артхаусное искусство», «богема», «катарсис», «мимесис», «дизайн», «язык в искусстве», «художественный вкус», «красота», «искусство и мораль» и другие термины из сферы философии искусства, эстетики, культурологии. Причем каждая статья – это не просто дефиниция с примерами, а настоящий экскурс в историю понятия. Не просто демонстрация эволюции феномена от цивилизации к цивилизации, от эпохи к эпохе, не только краткий, но глубокий анализ существующей литературы, но еще и острая авторская позиция.

48-15-15_t.jpg
Олег Кривцун. Основные
понятия теории искусства:
Энциклопедический словарь.
– СПб.: Центр гуманитарных
инициатив, 2018. – 448 с.

А вот, к примеру, как Кривцун описывает взгляды современных исследователей на эротическое: «Эротика – это специфическое качество, присущее только человеческой сексуальности, у животных эротика отсутствует. Для наслаждения именно эротикой, а не механическим сексом необходимо развитое эстетическое чутье, умение осуществлять в сексуальном общении не просто репродуктивную, но и рекреативную функцию, то есть привносить в него игру, фантазию, разнообразие, непредсказуемость. Да и в самом человеческом обществе эротика как творческий, игровой уровень сексуального поведения, не сводящийся только к функциональности, возникает не сразу, есть результат развития индивидуальной психики и самосознания».

Так что давайте развивать психику, что ли. А энциклопедический словарь «Основные понятия теории искусства» Олега Кривцуна нам в этом поможет.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Люди «перекрестка»

Люди «перекрестка»

Татьяна Алексеева

Без опоры на традицию нет большого искусства, а без новаторства нет развития

0
361
Торжество русского вкуса в Париже

Торжество русского вкуса в Париже

Виктор Леонидов

Фейерверк встреч историка моды Александра Васильева

0
364
Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
884
Перечеркнутый Джанхот

Перечеркнутый Джанхот

Ольга Грибанова

Может ли ползающий взлететь

0
271

Другие новости