0
1254
Газета Печатная версия

01.11.2018 00:01:00

Когда сняты ограждающие шнурки

Боратынский, Тютчев, Чехов, Горький и другие

Тэги: музеи, тютчев, аксаков, чехов, шаляпин, горький, журнал знание сила


40-11-2_t.jpg
Генеральный директор журнала «Знание – сила»
Игорь Харичев рассказывает, как осуществлялся
проект «Музей как лицо эпохи». Фото автора
Подмосковное Мураново – это Боратынский, Тютчев, а еще Энгельгардты, Путята, Аксаков. Дом-комод на Садовой-Кудринской в Москве – Чехов. Совсем близко, на Новинском – усадьба Шаляпина. Недалеко и Дом под крыльями стрекозы, созданный талантом Шехтеля, – здесь провел последние годы Горький. Подальше обитель Брюсова, теперь Музей Серебряного века. Этим пяти мемориальным музеям и связанным с ними судьбам посвящено продолжение проекта «Музей как лицо эпохи».

Презентация итогов проекта «Музей как лицо эпохи (продолжение)», осуществленного журналом «Знание – сила» при поддержке Фонда президентских грантов, прошла в Малом зале ЦДЛ. Прежде всего была представлена вторая часть сборника, в которую вошли публикации в журнале, состоявшиеся с декабря 2017 по октябрь 2018 года, но также и статьи, напечатанные в нулевые и 1990-е годы. В первой части, вышедшей в 2017-м, есть даже работы литературоведов, написанные в 1960–1970 годах. Эти тексты, впервые печатавшиеся на страницах журнала «Знание – сила» полвека назад, сами уже вошли в историю культуры. Часть тиража, оплаченная грантом, отправляется в библиотеки Москвы и других городов. Другая часть, изданная за счет редакции, попадет в книжные магазины.

Кроме того, о каждом из пяти музеев были сняты видеофильмы, три из них (про богатую культурными событиями историю усадьбы Мураново, про жизнь семьи Чеховых в Доме-комоде и про городскую усадьбу, в которой Федор Шаляпин проводил время с детьми, готовился к ролям, встречался с друзьями) посмотрели гости вечера. Видеофильмы будут переданы музеям, но они уже доступны на сайте журнала.

Просветительский журнал «Знание – сила» зачастую формулирует свою задачу почти как Сократ: «Надо только этому помочь». Все уже есть – и сохраненная память культуры, и готовность широкой аудитории воспринимать. Нужно помочь, сделать так, чтобы встреча состоялась, чтобы имя писателя или певца стало близко молодому поколению или радостно растревожило сердца старших.

«Лицо» в названии проекта – действительно лицо, а не условность заголовка. Основное внимание – подробностям быта и жизни, дружб, пересечений судеб. Об этом говорила куратор проекта Надежда Алексеева. В некоторых статьях сам музей – скорее повод рассказать подробно о поэте, например о Тютчеве, который в Муранове не жил, но благодаря сыну представлен там своими личными вещами. А иногда в мелочи раскрывается что-то по-человечески важное: так, Горький «испортил» заказными стеллажами продуманный Шехтелем антураж, лишь бы каждая книга была обращена к нему корешком, каждая всегда была рядом и на виду. Вот ниточка к тому юноше, почти не учившемуся в школе, для которого книги были всем, и семьей, и счастливым билетом в жизнь; ниточка к тому утратившему многое старику, для которого книги – насущная связь с самим собой.

Двухтомник и создавался личностно, в общении. Большинство материалов – расшифровка интервью с работниками музеев, изначально снятых на видео. По словам генерального директора журнала Игоря Харичева, съемки были самым интересным моментом. Работали профессионалы, снимал режиссер научно-популярных фильмов Алексей Вырский с командой, а интервью брали сотрудники журнала. Харичев рассказал: «…Когда сняты ограждающие шнурки, открыты все двери, когда можно близко подойти к любому экспонату… Нет, не тронуть – это непозволительно – внимательно рассмотреть, находясь вблизи. Это прекрасно. Совсем другое ощущение. Никогда не забуду, как я склонился над нотами на простом столе у окна – это была последняя нотная запись Чайковского…»

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Перечеркнутый Джанхот

Перечеркнутый Джанхот

Ольга Грибанова

Может ли ползающий взлететь

0
158
Звук лопнувшей струны

Звук лопнувшей струны

Максим Артемьев

От ковра-самолета к вишневому саду

0
687
Ты в край иной меня звала

Ты в край иной меня звала

Дмитрий Квон

Пушкин, Тютчев и две Амалии русской поэзии

0
3171
Святой от театра

Святой от театра

Виктор Леонидов

Он открыл европейцам подлинную драматургию Чехова

0
4376

Другие новости