0
2884
Газета Печатная версия

02.08.2018 00:01:00

Пять книг недели

Тэги: афоризмы белинского, памурзин, петровский, верховский, дрейер


27-9-12_2.jpg

Мысли и афоризмы В.Г. Белинского / Сост. Е.А. Грачев, Т.В. Шалыганова, Л.М. Руднева; вступ. ст. И.Р. Монахова.

– Прага: Sociosfera-CZ, 2018. – 296 с. ISBN 978-80-7526-310-0

Коротким, но ярким экскурсом по творчеству Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848) называет книгу Ирина Монахова в предисловии «Зерна мудрости»: «По собранным <…> афоризмам и мыслям Белинского читатель может отчасти увидеть его путь к истине, но главное – может извлечь <…> зерна мудрости». Среди них изречения о богатстве и бедности, женщинах и знании, истории и литературных жанрах, науке и патриотизме, Москве и Петербурге, смехе и счастье… Например, раздел «Брак»: «Брак есть решительная эпоха в жизни мужчины и еще более в жизни женщины: для обоих – это гроб поэзии и колыбель пошлой прозы и очерствения души и чувства». Или «Литератор»: «Что за литератор, у которого нет врагов? Что за книга, которую даже и не бранят?» Книгу составил литературовед, научный сотрудник Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского Евгений Грачев (1937–2014), к сожалению, не успевший при жизни выпустить издание в свет: это сделали его коллеги Татьяна Шалыганова и Любовь Руднева.


27-9-11_4.jpg

Вячеслав Памурзин. Мертвая петля Веселого Роджера.

– М.: Стеклограф, 2018. – 56 с. ISBN 978-5-9908917-9-1

Первый сборник московского поэта Вячеслава Памурзина (р. 1983) включает четыре десятка стихотворений. В предисловии «Напутствие пешеходу» Сергей Геворкян ставит автора в один ряд с Федором Тютчевым, Иннокентием Анненским, Борисом Слуцким, Давидом Самойловым, Арсением Тарковским, Юрием Одарченко – в том смысле, что за библиографическим дебютом «стоит сложившийся мастер поэтического слова и мировоззрения», которому свойственны виртуозное владение языковыми пластами, многообразие ритмов и размеров, «высокой пробы рифма», эмоциональность, афористичность… Чтобы не быть голословными, процитируем самого Памурзина: «…и откуда во мне столько света/ и откуда во мне столько тьмы/ я когда выпиваю за это/ сам с собой начинаю на мы// равнодушным и гордым как знамя/ выходя из народа в народ/ я живу потому что не знаю/ почему бы не наоборот».


27-9-14_1a.jpg

Дмитрий Петровский. Дорогая, я дома: Роман.

– М.: Флюид ФриФлай, 2018. – 384 с. (Книжная полка Вадима Левенталя). ISBN 978-5-906827-54-8

Издательская аннотация, характеризующая книгу Дмитрия Петровского как жутковатый и захватывающий роман о прошлом, настоящем и будущем европейской цивилизации, оправдывает себя с первых страниц чтения. «Простая русская девчонка», бывшая девочка по вызову Леди Кира, она же Кира Назарова, которая мечтала «увидеть почти все европейские столицы. Покупать украшения и картины, шубы и туфли», обнаруживает себя прикованной на цепи в каком-то подвале. Мужской голос, принадлежащий «мерзостному старику», дает ей инструкции на немецком. Всё это похоже на ролевую игру, но это совсем не игра… Это постепенное умирание – не только физическое, но и духовное; извращенное уродство, которое скрывается за красивой витриной благополучного западного мира.


27-9-15_3.jpg

Лев Верховский. Шекспир: лица и маски. 2-е изд., расшир.

– М.: Спутник+, 2018. – 228 с. ISBN 978-5-9973-4510-5

Научный журналист Лев Верховский (р. 1948) давно интересуется шекспировской темой. Сборник статей «Лица и маски» выходил в 2014 году. Второе издание включает много новых статей, а также измененные старые. Автора интересуют «Шекспировы сонеты: загадка Посвящения» и «Шекспировская «Буря». Свистать всех наверх!», «Лики Эрота. Заметки об отдельных сонетах Шекспира» (названия статей) и др. В приложении «Кто написал Дон Кихота» Верховский поддерживает версию английского исследователя Фрэнсиса Кара о том, что «за Сервантесом стоял Фрэнсис Бэкон, которого уже давно считают причастным к авторству шекспировских произведений»: «Дон Кихота» создавали те же люди, что стояли за псевдонимом Шекспир, то есть Фрэнсис Бэкон и граф Рэтленд. Они комически изобразили самих себя в главных героях – Рыцаре печального образа и его оруженосце…»


27-9-13_5.jpg

Джон Дрейер. История астрономии: Великие открытия с древности до Средневековья / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой.

– М.: Центрполиграф, 2018. – 416 с. ISBN 978-5-9524-5284-8

«Попыткой проследить историю представлений человека о Вселенной с самых ранних исторических эпох вплоть до XVII века, когда Кеплер усовершенствовал систему Коперника», называет свою работу британский ученый-астроном Джон Дрейер (1852–1926). Он хронологически прослеживает историю человеческих представлений об устройстве Вселенной, начиная с космологии вавилонян, которая «представляла собой сочетание идей, изначально преобладавших в области вокруг двух древних святилищ: Эриду на берегу Персидского залива и Ниппура в Северной Вавилонии». Далее следуют главы «Ранние греческие философы», «Пифагорейская школа» и т.д. – вплоть до системы Николая Коперника, Тихо Браге и Иоганна Кеплера: «От Фалеса до Кеплера философы стремились найти истинную планетную систему; Кеплер завершил этот поиск; Исааку Ньютону суждено будет доказать, что найденная им система не только согласуется с наблюдениями, но и что никакая другая система не возможна».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости