0
4399
Газета Печатная версия

07.06.2018 00:01:05

Виноград на проводах и книга художника

Объявлены лауреаты премии «НГ» «Нонконформизм-2018»

Тэги: нонконформизм, премии, андеграунд, кошки, поэзия, книгоиздание, книга художника


нонконформизм, премии, андеграунд, кошки, поэзия, книгоиздание, книга художника Советская власть, что ли, вернулась? Иллюстрация Виктора Гоппе из книги «Встреча». М.: Издательство В. Гоппе, 2016

Вот и наступил девятый – юбилейный – год вручения премии «НГ» «Нонконформизм». Вы спросите, почему юбилейный? Нет, не потому, что мы решили, что у нас каждый сезон премии – юбилейный. Просто девятка во многих культурах мира – это счастливое число.

Так поздравим же счастливцев, вышедших в финал номинации «Нонконформизм-поступок». Вот их список:

1. Александр Гальпер (Нью-Йорк, США). Настоящий социальный работник (повесть).

2. Сергей Каратов (Москва). Тайны тринадцатой жизни (роман).

3. Алексей Козлов (Новосибирск). Бастилия-Лубянка (текст).

4. Александр Киркин (Серпухов Московской обл.). Стихи.

Виктор Гоппе, лауреат премии «Нонконформизм-спецпремия» за «отношение к книге как к произведению искусства». 	Фото Екатерины Богдановой
Виктор Гоппе, лауреат премии «Нонконформизм-спецпремия» за «отношение к книге как к произведению искусства». Фото Екатерины Богдановой

5. Максим Кузнецов (Москва). Четыре сказки для взрослых (рассказы).

6. Саша Кругосветов (Санкт-Петербург). Баттл: Саша Кругосветов vs Oxxxy (рэп-баттл).

7. Вадим Месяц (Москва). Искушение архангела Гройса (роман).

8. Макс Нитченко (Дзержинск Нижегородской обл.). Идиот в гостях у Ненастьи Филипповны (текст).

9. Игорь Сид (Москва). Геопоэтика. Пунктир к теории путешествий (эссе, статьи, комментарии).

10. Александр Софроницкий (Москва). Поступок нонконформиста (рассказ).

11. Сергей Утробин (Санкт-Петербург). Приключения синих космонавтиков. История одного запоя (роман).

12. Нелли Цимбаленко (Санкт-Петербург). Про гильотину и дверь, впустившую всех дворовых котов (рассказы).

13. Андрей Чемоданов (Москва). Стихи.

Прочитали до конца? Точно – до конца? Дело в том, что лауреатом премии «Нонконформизм-поступок» 2018 года признан поэт Андрей Чемоданов – последний в списке – за цикл стихов (читайте стихи здесь).

Андрей Чемоданов, лауреат премии «Нонконформизм-поступок» за подборку стихов. 	Фото Екатерины Богдановой
Андрей Чемоданов, лауреат премии «Нонконформизм-поступок» за подборку стихов. Фото Екатерины Богдановой

Андрей Чемоданов родился в 1969 году в Москве и большую часть жизни живет в районе Арбата. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького и аспирантуру. Помимо признанного таланта (премия «Звездный фаллос», диплом «Лучшая книга года» премии «Московский счет» за поэтическую книгу «Я буду всё отрицать», спецпремия «Московский счет» за книгу «Ручная кладь») поэта отличает маргинальность и нонконформизм. Он не хочет и не умеет вписываться в рамки каких-либо литературных институций, в которых заставляют так или иначе «прогибаться» под их концепции. Чемоданов предпочитает работать курьером, дворником, но при этом иметь свободу слова. Впрочем, со словом тоже получилось не просто и не сразу. После окончания института был период, когда поэт вообще бросил писать. Как значится в биографии, «написал «строфический верлибр» «Вчера я зашел в лавочку на углу…», в котором все слова использовал в прямом лексическом значении, полностью отказавшись от метафор, олицетворений, сравнений, и не писал пять лет». Вернувшись в поэзию, Чемоданов прошел испытание верлибром, сочиняя стихи в духе любимых им битников, но в 2010-е годы снова вернулся к рифме. За это время вышло три книги – «Совсем как человек» (2004), «Я буду всё отрицать» (2011), «Ручная кладь» (2016). Если попробовать кратко и емко определить поэтику Андрея Чемоданова, нужно сказать, что главные ее 

Владимир Герцик, лауреат премии «Нонконформизм-судьба» за «создание собственной поэтической школы». 	Фото Елены Семеновой
Владимир Герцик, лауреат премии «Нонконформизм-судьба» за «создание собственной поэтической школы». Фото Елены Семеновой

черты – абсолютная, порой «раздетая» до безобразия искренность, оптимистическая депрессивность (обреченность и даже апокалиптичность настроений в стихах разбавлены живым ироничным стебом), суровая маскулинность, но в то же время нежность, ранимость лирического героя и, безусловно, виртуозная работа со звуком, формирующим смыслы.

Спецприз в этот раз достается художнику книги Виктору Гоппе (р. 1962). Гоппе занимается авторской книгой, книгой художника, говоря другими словами. Он создал «Издательство В. Гоппе», где выпустил множество книг, как современных авторов, так и классиков. Тиражи – коллекционные, несколько экземпляров, максимум несколько десятков. Работа штучная. Выставлялся в Париже в галерее «Граф» Люка Моно (1997). Его работы хранятся в Ивановском художественном музее, Кинешемской картинной галерее (Гоппе родился в Кинешме Ивановской области), в частных собраниях России, Франции и США. Гоппе не просто сам иллюстрирует и печатает каждый экземпляр книги, пользуясь раритетными полиграфическими технологиями, иногда он сам кустарным способом делает для них бумагу, иногда использует обои, конфетные фантики, этикетки от бумажных упаковок. Даже в рамках одного тиража каждый экземпляр его книг уникален. При этом он обращает внимание не на литературно-поэтический истеблишмент; им изданы настоящие нонконформисты Всеволод Емелин, Андрей Чемоданов, Света Литвак, Константин Кедров, анде-

граундные поэты середины ХХ века Игорь Холин, Генрих Сапгир и др. Без подвижнической работы Виктора Гоппе картина современной русской поэзии нонконформизма была бы неполной.

Премию «Нонконформизм-судьба» 2018 года жюри премии единодушно присудило поэту Владимиру Герцику. Владимир Герцик родился в 1946 году в Москве. Окончил физический факультет МГУ им. Ломоносова. Работал в Институте физики Земли, физик-теоретик, кандидат физико-математических наук, психолог, выпускник Московской высшей школы гуманистической психотерапии. В биографии Герцика можно наблюдать нонконформизм, если так можно сказать, «по всем регистрам». Резкая оппозиция в отношении советского режима – во-первых. Далее, в 1960-е годы в силу личного духовного и литературного опыта Герцик постиг, что поэзию нужно понимать через звуковой образ – так произошло коренное его размежевание с поэзией советского мейнстрима. Он даже поставил себе табу на чтение советских поэтов и уничтожил все свои стихи, созданные до 1968 года. Собственно, и к неформальным литературным группам Герцик тоже не примыкал. Он выбрал свой путь. Вместе с университетским другом поэтом Борисом Шапиро они создали поэтическую школу пресемантиков («досмысловиков»). Герцик написал несколько статей, составляющих фундамент школы, корни которого уходят в психологию и индийскую философию (подробнее читайте в интервью на странице 10). Владимир Герцик также является мастером в жанре хайку. В то время как многие русские любители жанра часто отступают от формы, он написал около 1000 хайку в традиционном японском метре и в соответствии с основными философскими принципами их создания. Поскольку в премиальном номере приводятся только работы финалистов, процитируем стихотворение Владимира Герцика из книги «Лиловая колба»:

Ну что закупорены взрывы

Из черепа не видят выход

И, не раскалывая бровь,

Спекают чашки позвонков?


Вкачу глаза в объем природы.

Весь виноград на проводах,

Уже объеденный гостями,

В неясной ауре течет.

Сухой и свежий путеводец

Внезапной ягодой мигнет.


Иль этот покер будет вечен,

И мне не выбежать навстречу

Из глаз ногами через нос?

И мысли жадные удары

Колотят мимо и бездарно?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
664
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
590
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
758
Литературное время лучше обычного

Литературное время лучше обычного

Марианна Власова

В Москве вручили премию имени Фазиля Искандера

0
186

Другие новости