0
2980
Газета Печатная версия

26.04.2018 00:01:00

Из жизни скобяных товаров

Иван-царевич и Иван-дурак: утопия и антиутопия под видом армейских баек

Тэги: проза, фантастика, утопия, антиутопия, сказка, миф, иванцаревич, ивандурак, серый волк, армия, дурдом


15-15-11.jpg
Павел Токаренко. Гвоздь – Севастополь: Шико, 2017. – 180 с. (Антология МиФа).

«Шуруп» и «Гвоздь»… Две книги. Два автора. Обе про армию, обе – фантастика. Но на этом сходство и заканчивается.

Начнем с «Гвоздя». Первые фразы заинтриговали, затем заинтересовали, а потом стало немного странно… Спасает только юмор, щедро вписанный в текст.

Условно книгу можно разделить на четыре части. В первой описывается рождение и детство героя. Детство у героя тяжелое, безрадостное, убивающее любого, но только не его… Описание дурдома может вызвать отклик только у тех, кто не знаком с темой. На страницах выведен недоумок, не умеющий и не понимающий ничего, однако обладающий гигантским интеллектом. И гениальный, но очень глубоко гениальный.

Во второй части – армия. Опять возникает вопрос: а служил ли автор? Если да, то должен знать, как решается вопрос с такими солдатами уже после первого же случая. А тут развлекуха в стиле «Солдата Чонкина»…

Потом сразу – Военная академия… И здесь в душевной беседе с адмиралом выкапывается гений… Такой поворот несколько озадачивает. Дальше кажущаяся притянутой за уши радужная картина с отличной учебой и успехами в моральной и физической подготовке.

15-15-12.jpg

Владимир Васильев. Шуруп. – Луганск: Шико, 2017. – 272 с. (Антология МиФа).

Но когда в четвертой части герой начинает совершать подвиги, хочется воскликнуть: «Только не свадьба с принцессой!» Но именно свадьба! Женился!

Но несмотря на все замечания и явное следование стилистике «Чонкина», автор сумел создать добротную антиутопию… Ничуть не хуже «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Возвращения со звезд» Станислава Лема.

Здесь есть все, что характеризует это направление: дегуманизация, тоталитаризм, распад СССР… Ею пронизана вся книга, более того, основные повороты сюжета обусловлены именно развалом страны. Теория цветных революций здесь также описана, вскрыты их механизмы и даже есть намек, как с этим бороться. Это автор написал, явно опираясь на отличное знание материала.

В книге много аллюзий, отправляющих читателей и к революционерам прошлого века, и к дням сегодняшним, и прямая отсылка… к русским сказкам про Ивана-дурака.

Иван-дурак, начинающий от печки и грязной рубахи, проходит долгий путь до принятия царства и женитьбы на Василисе Премудрой. Заметьте, Иван-дурак все делает не так как надо, на беды не обращает внимания и идет к своей цели. Это отсылает нас к идее, что дурак – молодой жрец или скрытый царь, который путем жертв и показа своей неспособности к жизни откупается от богов и получает то, что принадлежит ему по праву рождения. А царь, который правит в это время, погибает или изгоняется, и это как раз и показывает, что он – подменная фигура, призванная скрыть от злых сил истинного царя. Ну а то, что женится он на Василисе Премудрой, тоже ясно, человек странный, умная жена не помешает…

Взаимоотношения героя романа «Шуруп» и его наставника напоминают отношения Ивана-царевича и Серого Волка.	Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке. 1889. ГТГ
Взаимоотношения героя романа «Шуруп» и его наставника напоминают отношения Ивана-царевича и Серого Волка. Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке. 1889. ГТГ

Так что под флером стеба обнаружились антиутопия-предупреждение и русская сказка. Все это, как и легкость языка, помогает окончательно примириться с книгой. Особенно хорошо пойдет роман после тяжелого рабочего дня, для отдыха, слегка посмеяться.

Следующая книга – «Шуруп». За нее Владимир Васильев получил главную голосовательную награду конференции по вопросам фантастики «Роскон-2018». «Золотой Роскон» в номинации «Роман».

Читателя ждет качественно сделанная книга. От начала и до конца.

Мир проработан прекрасно. Знание психологии и армейских реалий на уровне. Описание будущего, причем космического будущего – удалось.

Здесь тоже можно провести условное деление, правда, не на четыре, а на три части.

Вначале – завершение учебы в академии и короткими флешбэками – отсылки к самой учебе. Желание вырваться из общего стада и проложить путь к звездам. При этом читатель успеет познакомиться и с товарищами героя, и с его начальством, и с надеждами на будущую службу.

Дальше служба. Не совсем так, как хотелось, но в более мощной конторе, чем у большинства его однокурсников. Здесь автор вкратце, но доходчиво изложил основные понятия передвижения в космосе, обрисовал положение героев, дал краткое, но полное описание быта и жизни.

Последняя часть, как в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», – подвиг. А точнее, работа. А именно: наметившийся первый настоящий контакт с неземной цивилизацией и много всего другого.

Здесь тоже есть второе и даже третье дно.

Васильев создал роман-утопию. После «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова, «Люди как боги» Сергея Снегова, «Магелланова облака» Станислава Лема, серии «Приключения Алисы» Кира Булычева мы потеряли этот жизнеутверждающий жанр. Утопия закладывает у читателя идеальный образ будущего, определяет приоритеты развития созидательных процессов.

На страницах книги встает Империя, которая шагает в будущее и отстаивает свои достижения. При этом мир «Шурупа» описан не менее жестким в социальной и самоограничивающей сфере, чем у Ефремова, хотя это может быть сразу и незаметно.

Империя возрождается и восстанавливается после полного распада и духовного опустошения. Из Империи ушли голод, безработица, многие болезни, но это достигнуто жесткими способами. Основная часть людей понижена в правах, не является гражданами и работает на благо Империи, получая взамен образование, медицинскую помощь, возможность отдыхать, путешествовать. Однако творить и изобретать они, как и большинство жителей Земли сегодня, не могут, а главное, не хотят. Поэтому все, кто не стремится к творчеству, к полету в неизведанное, так и останутся тем самым обществом потребления, которому предоставляется защита от бытовых и жизненных неурядиц, обеспечивается комфортное проживание.

Но для самых умных, смелых, предприимчивых, талантливых существуют социальные лифты, пройдя через которые они становятся гражданами, и перед ними открывается весь мир.

И здесь тоже есть четкая отсылка к русской сказке. На страницах «Шурупа» действует Иван-царевич, который имеет голову на плечах, верных друзей и любящую невесту, а главное – старшего друга, наставника, помощника. На память приходит пара Иван и Серый Волк. И если в начале книги Иван не понимает и не осознает, куда попал, то с появлением Волка все становится на свои места. И выбор пути, который он вынужден сделать (в сказке это придорожный камень, в романе – подпись под направлением на службу), в итоге оказывается более верным, чем у его спутников. К тому же это образованный человек с отлично развитым интеллектом и не маргинал, как его тезка-дурак.

С чем это связано? Да с тем, что Иван-царевич – фигура героическая, а Иван-дурак – жреческая.

Утопия и антиутопия. Сказка – миф – фантастика – реальность. Такая цепочка выстраивается. Так что различия между этими двумя произведениями не так уж велико, особенно для знающего читателя.   

Симферополь



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
1317
Готичненько!

Готичненько!

Константин Поздняков

Прелесть рассказов Элизабет Гаскелл не только в отточенности формы, но и во внятных морально-этических нормах

0
485
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
606
Котенок

Котенок

Октавия Колотилина

История лучшей охотницы на деревне

1
525

Другие новости