0
2136
Газета Печатная версия

05.04.2018 00:01:00

У нас

Тэги: шуберг, кисин, поэзия, юрий ряшинцев, дмитрий сухарев


«ФОРЕЛЬ ДЛЯ МИЛОГО» В НЕКРАСОВКЕ

«Не надейся, Харон» – так озаглавила презентацию своего сборника лирики «Форель для милого» в литературном клубе «Некрасовские пятницы» Наталья Аришина. Начался вечер с аудиозаписи этюда «Форель» Франца Шуберта в исполнении пианиста Евгения Кисина. Представляя Аришину, куратор клуба Сергей Нещеретов причислил поэтессу и ее мужа Илью Фаликова к основоположникам «Пятниц»: книгам Фаликова были посвящены две из них, включая самую первую, оба супруга участвовали в сборных клубных вечерах, наконец настал черед сольного выступления Натальи Сергеевны.

Чудо-форель Натальи Аришиной – не только говорящая, но и рифмующая. 	Фото Ирины Хвостовой
Чудо-форель Натальи Аришиной – не только говорящая, но и рифмующая. Фото Ирины Хвостовой

Она выбрала для прочтения несколько десятков стихотворений из новой книги. Соблазн пути и непреложность возвращения – весь сборник складывается вокруг этих данностей. «Свет маяка освещает округу неровно./ Звезды над молом мерцают в четыре свечи./ Эти любовники все еще бродят бездомно/ вместе с гитарой, терзающей душу в ночи»; «Напоследок морская отмерена миля./ В показной красоте –/ воронцовский дворец мавританского стиля/ на рекламном щите./ Все стремительней клонится солнце к закату./ Тьма уже на носу./ Не надейся, Харон, что обильную плату/ я тебе поднесу».

Затем по рукописи Аришина прочла сюжетные (с историческими и биографическими мотивами) поэмы «Милый деверь» и «Бекешка», целиком построенные из лимериков. Нещеретов констатировал: впервые в истории «Некрасовских пятниц» нашелся автор, рискнувший показать большие стихотворные тексты, и, надо заметить, прочитанное не утомило подготовленных слушателей.

После того как прозвучали поэмы, держали слово старейшины московского поэтического цеха Юрий Ряшенцев и Дмитрий Сухарев. Ряшенцев признался, что читал «Форель для милого» «как кроссворд, с большим интересом, разгадывая тайну каждого стихотворения», расслышал неожиданные для поверхностного восприятия тесные переклички с поэзией Михаила Кузмина (и то правда: «Форель разбивает лед»!) и Владислава Ходасевича и не отказал себе в удовольствии привести самое маленькое стихотворение книги: «Еще весло лежит у ног/ и есть куда грести./ Но предварительный итог/ придется подвести». Сухарев рассуждал о месте стихов Аришиной в текущей литературе, сопоставляя их с тем, что пишет Александр Городницкий. Логично, что от реплики у микрофона не удержался Илья Фаликов.

Юлия Арешева

СТИХИ – ОНИ НЕ ВИНОВАТЫ…

В клубе «Стихотворный бегемот» в рамках цикла «Уйти. Остаться. Жить» вспоминали Асю Климанову (1993–2010). На вечере были люди как знавшие ее, так и не знавшие. Поскольку ее стихотворное наследие невелико – около 70 законченных стихотворений, некоторые стихи повторялись в разном исполнении.

Открыл вечер Николай Милешкин стихотворением «Люди разные, но происходит одно…». Продолжила Валерия Исмиева. Она заметила, что есть личности, которые созревают медленно, есть те, которые проходят этот путь стремительно и в предельной концентрации. В таком возрасте – и такое осознание одиночества, и так выразить… 

Юлия Теуникова вспоминает Асю Климанову. 	Фото Николая Милешкина
Юлия Теуникова вспоминает Асю Климанову. Фото Николая Милешкина

Асю Климанову хочется сопоставить с Надей Рушевой, и такое сопоставление прозвучало, но ведь оно только внешнее: обе ушли семнадцатилетними.

Дарья Кудрицкая попыталась анализировать с литературоведческой отстраненной точки зрения. Образ Аси для нее – это образ поэта в обостренном, конечном развитии. Опыт Аси представляет собой опыт преодоления телесности, обременительной телесности. И поэзия для нее самоценна как способ познания и утверждения себя.

В записи прозвучало видеообращение поэта Григория Певзнера из Германии. «Начитанность и эрудированность, опыт. Ася находится на таком уровне, на который мне иногда удается заглянуть, привстав на цыпочки. Никакой детской «наивной гениальности», никакого ученичества».

Выступившие затем Анастасия Никонова, Юлия Теуникова, Анна Логвинова, Людмила Сурикова, Евгения Шаталова, Наталья Богатова делились своим личным восприятием Аси – ее стихов или опытом общения. Так, замечательно было услышать, что «у Аси в стихах присутствует озорная тень шутки» (Анна Логвинова). Или Асина «бесподобная нежная улыбка» (Людмила Сурикова).

Денис Климанов, отец Аси, предоставил для вечера слайды с ее фотографиями, а также с ее картинами. Особый интерес – слайды с Асиными автографами. Серьезные слова каракулями младшего школьника, а потом вспоминаешь, что руки плохо слушались, и нужна была помощь, чтобы держать ручку в руке.

Ася Климанова интересна не обращенным к ней «жалением», а удивительным светом, чувством слова, законченностью высказывания. Ничего лишнего, никаких пустот. Тем более это выглядит чудом, когда знаешь, что она перестала говорить в три года.

В конце вечера прозвучала видеозапись – песня на Асины стихи «Мы потеряем всё» (композитор – Анна Минакова) в красивой интерпретации «Хора Одиноких Сердец Сержанта Пеппера».

«Стихи – они не виноваты,/ Что вытекают из остатка/ Всего, что быть могло бы жизнью…» Это стихи Аси Климановой.

Владимир Кисаров


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Я лампу гашу на столе

Я лампу гашу на столе

Нина Краснова

К 75-летию со дня рождения поэтессы Татьяны Бек

0
3730
А она верила в чудеса

А она верила в чудеса

Александр Балтин

Пестрота женского слова: от Елены Гуро до Татьяны Бек

0
3633
У нас

У нас

Всеволод Федотов

0
1177
У гениев нет передышки

У гениев нет передышки

Николай Фонарев

В Малом зале ЦДЛ вручили премию «Писатель ХХI века»

0
404

Другие новости