Буддизм – вечный учебник жизни. Василий Верещагин. Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме. 1875. ГТГ
Высочайшее интеллектуальное напряжение, прекрасная художественная форма и мягкий, добрый и точно попадающий в цель юмор создают необычайно притягательную атмосферу книги Александра Сенкевича «Будда» (фрагмент из нее печатался в нашей газете от 12.01.17. - «НГ-EL»). Такое ощущение, что оказываешься в заповедном пространстве, в котором мысли и чувства людей очищаются и облагораживаются. К тому же художественный стиль книги не противоречит научной достоверности излагаемого материала. Издание содержит все необходимые ссылки на труды коллег, а метафоричность языка автора просто поражает. Впечатляет также обзор самых разных исследований, подходов, мнений. Мы встречаем в книге «Будда» имена известных отечественных индологов и буддологов. Среди них специалисты по древнеиндийскому буддизму: директор Института востоковедения профессор Валерий Андросов, востоковед, действительный член РАН Григорий Бонгард-Левин, профессор Виктория Лысенко, профессор Владимир Шохин и многие зарубежные ученые. И не только к ним обращается Александр Сенкевич, но и к Ивану Бунину, Николаю Гумилеву, Осипу Мандельштаму, Сергею Коненкову, Герману Гессе, Генри Миллеру, Владимиру Вернадскому, Альберту Эйнштейну... Разнообразие взглядов на Будду и его учение значительно расширяет горизонт читателя, вводя его в контекст отдаленной исторической эпохи и ее понимания в XIX–XX веках.
История ведизма-брахманизма-индуизма тесно переплетается в книге с историей буддизма. Обычно в научных работах эти две ветви религиозно-философской мысли разделяются, но они произрастают из ствола единого древа – индийской цивилизации. Вот это сродство автор показал убедительно и понятно: он знаком с индийской культурой не понаслышке, но благодаря многолетней работе на этой земле в тесном общении с индусами и буддистами.
Александр Сенкевич. Будда. – М.: Молодая гвардия, 2017. – 476 с. (Жизнь замечательных людей). |
Александр Сенкевич психологически убедительно воссоздал судьбу живого человека с непростой биографией, чья жизнь пришлась на время основательных перемен в древнеиндийском обществе. Их свирепый ветер достиг и небольшого городка, где обитала семья Сиддхартхи Гаутамы, сына правителя крошечного княжества, расположенного в предгорьях Гималаев.
Описываемые в книге события происходили две с половиной тысячи лет назад. Несмотря на их значительную удаленность по времени, они психологически близки и понятны нам. Перекличка с современностью делает жизнеописание Будды захватывающим повествованием, ведь во все времена резкая перестройка привычного жизненного уклада всегда болезненна и трагична для многих людей. Вместе с аллюзиями на современные проблемы человечества в книге деликатно и ненавязчиво рассказывается, какие вечные вопросы для Будды и его последователей порождала изнанка жизни и какой метод для их решения Первоучитель предложил человечеству. Изложение основ буддизма убеждает читателя, что оно до сих пор – неустаревающий учебник жизни. Ведь психология человека практически не изменилась с тех далеких дней.
Книга состоит из 3 частей и 32 глав, каждая из которых имеет поэтическое название. Например, глава первая «Сиддхартха Гаутама Шакьямуни Будда и его освобождение из древних хронологических застенков» в увлекательной форме излагает сложный научный спор о датировках жизни Будды, разнящихся от VI до IV века до н.э. Остроумное название седьмой главы «Корзины, заполненные доверху неоскудевающей мудростью» предваряет рассказ о содержании буддийского священного канона Трипитака (санскр. «Три корзины»), что могло бы показаться читателю сложным, если бы не максимально доступная и увлекательная форма изложения.
Учителю нравственности удалось основательно изменить развитие философской мысли Востока – перенаправить взгляд мудрецов с бытия богов и общества на внутреннюю жизнь человека.
Александр Сенкевич в доступной форме изложил учение Будды, и как оно соотносится с внутренней жизнью человека, предложил свое видение без навязывания читателю каких-либо выводов и взглядов. Благодаря его такту Будда становится интересным и привлекательным для разных людей, независимо от их мировоззрения и отношения к религии. Уважая свободу читателя, автор оставляет его в ожидании продолжения интеллектуального разговора и побуждает к собственным размышлениям и выводам. Наверное, многие из тех, кто прочтет эту замечательную книгу, согласятся со словами автора: «Будда в современном мире предстает учителем и наставником не только буддистов, но и большого количества людей, принадлежащих по рождению или по вере к другим религиозным конфессиям. Эти далекие от буддийской «литургии» люди находят в личности и учении Будды нечто такое, что созвучно их размышлениям по поводу повсеместного уничтожения человеком себе подобных и живой природы».
Книга Сенкевича «Будда» звучит как призыв к каждому из нас стать гуманнее, разумнее, добрее. А главное – единое человечество должно переиначить основополагающие принципы эволюционного процесса, когда сильный уничтожает слабого. Если оно не сделает этого – конец света неминуем. Недаром автор заканчивает книгу следующим советом читателям: «Гаутама Будда Шакьямуни говорил нам, что есть весть, то есть истина, и что есть не-весть, то есть ложь. Так постараемся по мере наших сил не говорить хоть изредка друг другу невесть что».
Санкт-Петербург
комментарии(1)
1
Андрей 18:21 01.02.2018
Если все думают, что Чингиз Хан это конкретный человек. то они ошибаются. Чингиз Хан это должность, которую занимает конкретный человек. Также и Будда. Будда это не конкретный человек, а человек достигший Состояния Будды - состояния просветления. Первым был Гаутама. Есть ещё и другие достигшие этого состояния. Но Иисус Христос один, Пророк Мохаммед один, Все эти люди являются достоянием человечества и это главное, что надо помнить. Авторам надо быть точнее, ведь их, возможно, читают.