Удивительные герои Фокина осуществляют то, о чем многие задумываются уже сейчас. Художник Николай Эстис. Из цикла "Фигуры"
Кирилл Фокин известен как автор альтернативно-исторической повести «Огонь», по мотивам которой в Санкт-Петербурге, на Новой сцене Александринского театра, предназначенной для экспериментальных творческих работ, был поставлен спектакль «Сегодня. 2016». Уже тогда молодой писатель, легко оперирующий историческими перспективами, умело применивший в «Огне» ряд фантастических допущений, обратил на себя внимание смелой трактовкой возможного будущего. Было дело, я сетовал в статье «В ожидании большой фантастики» на отсутствие в современной отечественной фантастической литературе произведений, рассказывающих не о выдуманных победах в прошлом, а о реальных вызовах грядущего. И очень рад, что в только что вышедшей книге «Лучи уходят за горизонт. 2001 – 2091» Фокин, отвечая читательским ожиданиям, убедительно показывает как само будущее, так и развернутую во времени и пространстве широкую панораму его прихода.
«Лучи уходят за горизонт» – добротная, обстоятельная, насыщенная множеством деталей и подробностей футуристическая сага о жизни человечества на протяжении почти всего ХХI века, основанная на серьезном анализе современного состояния мира и весьма похожем на правду прогнозе динамики нынешних геополитических тенденций.
Герои романа – не винтики в сложном механизме мироустройства. Автор смело использует так называемый «человеческий фактор» для кардинальной переориентации устоявшегося вектора мирового развития. «Прогресс – это не русло реки, а канал, который роем мы сами». Талантливые, исключительные личности уверенно перестраивают мир, рискуя многим, в том числе – собственной жизнью, и, благодаря их неординарным решениям, мир коренным образом меняется.
Речь в романе не о мелких, надуманных, высосанных из пальца завтрашних проблемах. Герои Фокина осуществляют то, о чем многие задумываются уже сейчас.
Профессиональный революционер Нам Туен, отсидевший 10 страшных лет в специальной тюрьме на островах Блонд, где китайские политзаключенные содержались под охраной северокорейских надзирателей, воплощает в реальность сложнейший план по объединению Кореи. Британский аристократ, историк и писатель Иоанн Касидроу, совершая в ключевой момент неожиданный, авантюрный поступок, делает возможным создание Коалиции мировых сил для уничтожения диктаторского, человеконенавистнического режима в одном из государств Юго-Восточной Азии.
Позднее, став политиком высокого ранга, он работает над «Актом Касидроу» – моральной конституцией Европы, сводом этических правил, которые должны лежать в основе любых политических решений. «Конституция сердца», поначалу отвергнутая Европарламентом, со временем становится надежным каркасом международных отношений. При непосредственном участии Касидроу сформирован Комитет по Контролю (в названии виден реверанс братьям Стругацким с их «Комконами»), которому подчинено управление оружием массового поражения на всей планете и Всемирная Сеть. Однокашник Иоанна по школе-интернату, талантливый ученый Стивен Голд, делает эпохальное открытие и вводит в практику процедуру нейробиологического программирования (НБп) – перекодирования мозга, позволяющую людям повысить интеллект, избавиться от наследственных заболеваний и обрести полный контроль над собственным телом и эмоциями.
Но далеко не всё однозначно и позитивно в мире неотвратимо наступающего глобального будущего. Стивен Голд, совершивший переворот в биологии и медицине, основавший «Голд Корпорейшн», сам процедуре НБп подвергаться не очень хочет, ведет себя странно. Элизабет Арлетт, женщина с ужасным детством и непростой судьбой, дочь исламского террориста и похищенной им европейки, ставшая вице-президентом «Голд Корпорейшн», одержима идеей расширения возможностей человека. Элизабет упорно ищет лекарство от Болезни – смертельного недуга, поражающего часть людей, прошедших НБп. Курируя секретный проект «Счастье планеты» и одобряя тайные эксперименты над детьми, Арлетт на удивление легко поступается моральными нормами, считая их досадной помехой на пути к абсолютному идеалу – созданию «новых людей» и их бесконечному совершенствованию. Столкновение морали Иоанна Касидроу, заточенной под традиционные «евроценности», и циничного подхода Элизабет Арлетт, который можно охарактеризовать максимой «цель оправдывает средства», показывает, что время настоящих испытаний для человечества и главный его выбор – еще впереди…
Любопытна фигура неаполитанца-спецназовца Алессандро Вита. Подставляя грудь под пули в горячих точках, он не пишет высоких «Конституций сердца», а сам является живым воплощением совести. Образ дважды воскресшего из мертвых Алессандро – своеобразная квинтэссенция «добра с кулаками», бог и человек в единой ипостаси. Именно устами Алессандро автор сообщает читателю: «Добро побеждает зло не в борьбе, оно побеждает потому, что существует, самим этим простым фактом делая зло бессмысленным и жалким».
Основная моя претензия к роману и автору – отсутствие среди главных героев представителей России, да и про ее роль в описываемых событиях сказано мало. Русские, конечно, в тексте присутствуют, но все они – проходные персонажи. Похоже, автор не видит сколько-нибудь значительного участия своего отечества в созидании общемирового завтра. Или не хочет широко раскрывать свое понимание будущего России и ее места в грядущем. Что ж, время всем нам покажет...
Книга Кирилла Фокина во всех смыслах большая и многое в себя вместила. Я упомянул лишь малую часть поднятых в романе проблем завтрашнего дня. За кадром короткого отзыва остались мировые религиозные противоречия и попытки их решения, экспедиция к Юпитеру, загадочный кибертеррорист, называющий себя «Мандела», восстановленные сибирские мамонты и многое другое… Всё это описано ярко, глубоко, достоверно, по-настоящему, а ближе к финалу многослойный политический роман-предвидение превращается в захватывающий триллер.
Герои романа – абсолютно живые, они любят и страдают, терпят поражения и побеждают, радуются и горюют. Жизненные пути основных персонажей автор излагает подробно, отслеживая их на протяжении десятилетий. Рожденные в разное время, далеко друг от друга географически, герои встречаются, чтобы переплетением своих судеб проложить дорогу в грядущее, говоря нам: «Будущее всё равно настанет. Не воюйте с будущим, будьте с ним заодно».