Игорь Сид. Геопоэтика.
Пунктир к теории путешествий. Эссе, статьи, комментарии. – СПб.: Алетейя, 2017. – 430 с. |
В интервью нашей газете (см. «НГ-EL» от 16.11.17) Игорь Сид так говорит об этой книжке, о ее жанре и сути: «Если это и научпоп, то атипичный: не гибридный жанр просветительско-развлекательного толка, а коллекция текстов в разных жанрах – от исследовательских статей до художественных эссе. Объединяет их не жанр, а проблематика: напряженные взаимоотношения Homo sapiens с ландшафтами и территориями, где он обитает и путешествует.
Геопоэтическую эссеистику первым стал писать шотландско-французский автор Кеннет Уайт. Я читал его в русской версии от талантливых переводчиков Василия Голованова и Гелы Гринёвой, но поклонником его не стал. Мне интереснее, например, путешественные заметки Юрия Андруховича, Алена де Боттона, Александра Чанцева... Термин «геопоэтика» применяет лишь первый из них, но дело не в термине, а в концентрированности текста».
Еще о термине, из того же интервью: «Определение «геопоэт», например, еще в 1964 году применял советский геолог Обручев, а в Сербии в 1988 году выходили «Геопоэтические байки» Владислава Баяца».
Александр Люсый в предисловии к книге пишет: «Геоцентризм сидовского разлива биографически проявляется почти во всем. Авторы возникшей в 1992 году крымско-московской поэтической группы «Полуостров» (М. Лаптев, Н. Звягинцев, М. Максимова, А. Поляков, И. Сид) решили между собой, что олицетворяют в поэзии, дополнительно друг к другу, пять природных стихий. Сид, разумеется, оказался воплощением земли. А, например, в 1997 году, наложив схему Москву с отмеченными на ней основными литературными клубами и салонами на картограмму тектонических разломов под поверхностью столицы, он обратил внимание на то, что самые успешные проекты реализуются в геопатогенных зонах».
Кто бы сомневался.