0
5099
Газета Интернет-версия

14.12.2017 00:01:00

Пять книг недели

Тэги: григ, белковский, мацзя, есаулов, громова


46-9-3.jpg

Гарри Григ. Окраина снов.

– Ереван: Actual Art, 2017. – 96 с. ISBN 978-9939-877-14-3

Сборник поэта, филолога, журналиста Гарри Грига (р. 1957), выпускника филфака и факультета искусств Тбилисского государственного университета, ныне живущего в испанской Гранаде, можно назвать по одному из стихотворений – «Книга свободных стихов». В «Окраину снов» вошли верлибры, свободные и белые стихи: «Свод свободных и тихих строк/ Свел в задумчивый переплет/ Затянувшийся мой перелет./ <…> Стон раскаянья выпал и стих./ выпачкан лист, молится стих./ Автопортрет без меня./ Одарила внезапностью речь/ На просторах старинных встреч/ У ссутулившихся гор –/ Словно образов горб – на замок:/ Провожают они каждый раз/ оторвавшийся снежный комок/ Вниз – в поток талых глаз,/ В путь простой как зов:/ Книга свободных стихов».





46-9-4.jpg

Станислав Белковский. Русская смерть.

– М.: АСТ, 2017. – 480 с. ISBN 978-5-17-096149-8

Станислав Белковский – не только известный политтехнолог и политэксперт, но еще и яркий писатель, умеющий увлечь не только убедительной фактурой жизни (а уж фактуру он знает), но и гибким языком. Помимо рассказа в одном действии «Зюльт» (о Леониде Брежневе) и пьесы в двух действиях «Покаяние» (о современной России, с Егором Гайдаром в роли реального прототипа) в книге «Русская смерть» читатель обнаружит еще и целое собрание эссе под общим названием «Любовь провокатора», в которых Белковский остроумно комментирует, анализирует и секретничает о происходящем в стране. Впервые все эти разножанровые тексты собраны под одной обложкой.




46-9-1.jpg

Джиди Мацзя. Ушедший в бессмертие.

– М.: ОГИ, 2017. – 140 с. ISBN 978-5-94282-814-1

«Сколько в нем одном любви к человечеству – на нас всех вполне хватит! Это своего рода китайский Уолт Уитмен. Он вовсе не гигант по физическому росту, у него маленькие руки, но их ему хватает, чтобы обнять весь земной шар. Такова и его поэзия – она всеобнимающая», – написал незадолго до своей кончины Евгений Евтушенко в предисловии к книге китайского поэта и общественного деятеля, представителя малой народности и Джиди Мацзя (р. 1961). Мацзя – автор стихотворных сборников «Песня первой любви», «Мечта человека из народа и», «Время», «Солнце Рима» и др. Сборник «Черная рапсодия» был переведен на русский. В новую книгу вошли стихи, сонеты, поэма «Ушедший в бессмертие»: «Ночью я – семь звезд Большой Медведицы,/ а днем возвращаюсь вновь на родную землю моего племени./ К счастью, я взял с собой пылающий факел,/ видишь, он мне осветил и жизнь, и смерть…»


46-9-5.jpg

Иван Есаулов. Русская классика: новое понимание/ Изд. 3-е, испр. и доп.

– СПб.: Изд-во РХГА, 2017. – 550 с. ISBN 978-5-88812-844-2

Авторы, которые находят в себе силы исправлять и дополнять написанное, в наш век погони за рейтингами продаж при метрономе программы «Антиплагиат» вызывают если не уважение, то интерес. И доктор филологических наук, профессор Литературного института Иван Есаулов (р. 1960) своими статьями, включенными в книгу, этот интерес не остудит. В новое издание монографии, где в первых изданиях уже проблистали главы о культурном бессознательном в поэтике Льва Толстого, о христоцентризме в «обличительном» романе («Случай Салтыкова-Щедрина»), о вторичной сакрализации и новом герое Максима Горького, о религиозном векторе советской литературы, он включил главы о державинской оде «Бог», о категориях Закона и Благодати в художественном мире Лермонтова, о соотношении юродства и шутовства в русской литературе (так Есаулов актуализирует давно назревшее, но вялотекущее перечитывание теоретических построений Михаила Бахтина, в данном случае связанных с его гипотезой о карнавализации, с проблемой смеховой изнанки русской культуры и ее репрезентации в литературе). А само новое понимание русской классики, по Есаулову, заключается в соединительной силе границы между светским и духовным в отечественной словесности. И та же полифония романов Достоевского, открытая Бахтиным, лишь подтверждает реальность «глубинных – соборных – истоков, укорененных в православной русской духовности. Автор и герой в самом деле равноправны – но именно перед лицом той абсолютной, а не релятивной правды, которую во всей полноте дано знать только Богу».


46-9-2.jpg

Наталья Громова. Ольга Берггольц: Смерти не было и нет.

– М.: Редакция Елены Шубиной, 2018. – 382 с. (Литературные биографии) ISBN 978-5-17-096857-2

Отличный новогодний подарок читателям от писателя, исследователя 1920–1930-х годов Натальи Громовой. Книга, основанная на долгое время закрытых дневниках и документальных материалах из личного архива «блокадной мадонны» Ольги Берггольц, – это не просто биография ленинградского поэта, но и диагноз советского времени, которое подверглось метаморфозам, но, кажется, продолжает длиться. Громова пишет в предисловии: «Я пошла вслед за ней, распутывая ее судьбу и постепенно понимая, как мучительно пыталась она преодолеть в себе свое время, из советского человека стать просто Человеком, из советского поэта стать просто Поэтом. И оказалось, что это непосильнее, чем жизнь и подвижничество в ленинградские блокадные дни».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

Дарья Гармоненко

Возвращение Ленина в город Ревду чиновники оценили в 150 миллионов рублей

0
819
Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Иван Родин

Подрастающие поколения подпадут под бесшовное патриотическое воспитание

0
1187
"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

Екатерина Трифонова

Правовые позиции Конституционного суда РФ или игнорируются, или переиначиваются

0
1025
Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Ольга Соловьева

Количество детей и наличие дачи как признаки благополучия

0
944

Другие новости