0
1717
Газета Интернет-версия

14.12.2017 00:01:00

Крутой маршрут все длится...

Тэги: солженицын, русское зарубежье, петербург, иллюстрации, выставки, архивы, галина волчек, павел лунгин, сталин, ад, хх век, фашисты, вдовы, мемориал, литературоведение, кгб, театр, марк розовский


солженицын, русское зарубежье, петербург, иллюстрации, выставки, архивы, галина волчек, павел лунгин, сталин, ад, хх век, фашисты, вдовы, «мемориал», литературоведение, кгб, театр, марк розовский Директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин с горечью говорил о ХХ веке. Фото Юлии Горобец

В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына состоялся вечер, посвященный новому двухтомному изданию книги Евгении Гинзбург «Крутой маршрут». Это первое проиллюстрированное издание произведения. Петербургский художник Иван Задорожный создал 74 иллюстрации – галерею образов, этапов жесточайшего 18-летнего пути автора. Непрерывный и, возможно, становящийся еще плотнее от проблесков надежды ужас этого пути художнику удалось передать и метафизически, и реалистически. Оригиналы иллюстраций представлены на выставке, открывшейся в день презентации. Дополняют экспозицию архивные материалы семьи Гинзбург-Аксеновых.

Перед началом актриса театра «Современник» Татьяна Корецкая, участница спектакля по книге, поставленного Галиной Волчек, прочитала главу «Этот день» – о дне ареста, разрубившем человеческую жизнь.

Открыл вечер директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин. Он поблагодарил издательство «Вита Нова» за прекрасное с научной и эстетической стороны издание и сказал несколько горьких слов о ХХ столетии – самом катастрофичном веке в истории страны, о понесенных человеческих потерях.

Художник Иван Задорожный рассказал о своей работе, о главном чувстве, которое он передавал, иллюстрируя эту книгу; это чувство, наполнившее весь образный ряд, – страх, великий страх.

Антонина Аксенова, дочь Евгении Гинзбург, показала на экране несколько фотографий и рассказала о судьбе членов семьи Гинзбург-Аксеновых.

Как читатель, на которого раз и навсегда повлиял «Крутой маршрут», выступил режиссер Павел Лунгин. Он сказал, что пришел разделить волнение и любовь к этому произведению – огромному человеческому документу. «Мы не сможем до конца постичь силы этого зла, – сказал режиссер, – но сейчас я вижу возрождение мечты о господстве и подчинении, она возвращается в голосах, оправдывающих Сталина. Нет покаяния, нет осознания жестокости... А надо помнить, что зло есть зло, несмотря на свет этой книги. Свет характера Евгении Гинзбург, сквозящий в каждой странице, добрый, человечный характер, спасший ее в аду».

Режиссер Марк Розовский с горькой артистичностью исполнил песню «Ворон» поэта Виктора Бокова – тоже лагерного сидельца. Розовский говорил о судьбе своего поколения, о тех жертвах, которым посчастливилось остаться на свободе, – тоже жертвах. Безотцовщина, вдовство, сломанные семьи, все это идет в общий преступный счет. «Сейчас, – сказал Розовский, – в обществе есть нескрываемые сталинисты и фашисты. Есть теория крепкой руки, вождизм, все эти веяния от бескультурья, от незнания. И теперь вопрос: а жертвы ли те, кого называют жертвами политических репрессий? Нет, они не жертвы, они герои, они смотрят нам в глаза, они ждут от нас честности, искренности, правды, а все остальное – ложь и подлость». И настоящей болью прозвучали его главные слова: «Мы не выполнили свою главную задачу. Мы должны были все рассказать».

Главный хранитель «Мемориала» Ирина Островская говорила о «Крутом маршруте» как о самой читаемой в самиздате книге, о том, что женское перо – самое пронзительное, и Гинзбург (а ее книга была первая) помогла многим прошедшим страшный путь решиться на воспоминания. Литературовед, исследователь творчества Аксенова Виктор Есипов зачитал отрывок из предисловия Василия Павловича к книге профессора Литвинова – о чувствах сына, читающего дело своей матери в архиве КГБ.

Поэт Константин Кедров прочитал стихи и поддержал Розовского в том, что их поколение не выполнило свой долг: «Мы не объяснили, что это за морок был такой, наверное, потому, что у нас самих это так и не улеглось в голове, и нет этому понимания».

Вечер закончился фрагментом из спектакля «Крутой маршрут».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
798
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1472
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1311
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2471

Другие новости