Ярик-Ярославль – манящий и притягательный. Фото Александра Анашкина
В Москве предполагают поставить памятник Чингизу Айтматову. В свое время по заданию центральной газеты я делала с ним большую беседу. И он, в частности, сказал, что его волнует дефицит человечности, доброты и гуманности.
А что сегодня? Сегодня на плаву литература, которая как раз читателя сшибает с ног, топит в бездне жестокости и беспросветности. Так прост рецепт этого варева – немного истории, страшной обязательно, лучше вообще «хоррор». Если главная героиня женщина – обязательно несчастная, если мужчина – то не герой, и еще хорошо бы, чтобы побольше подлости и кто-нибудь повесился.
Поэтому когда появляется что-то вне этого, то удивляешься. Как прорвались-то? У меня в руках сборник рассказов ярославских писателей «Город счастья». В него вошли произведения Алексея Серова, Олега Гонозова, Владимира Перцева, Игоря Михайлова, Александра Фролова, Николая Смирнова, Анастасии Сластухиной, Евгения Кузнецова, Сергея Вербицкого, Евгения Долматовича, Елены Кузьмичевой. Истории, рассказанные ими, не так просты, как кажется поначалу. Они несут в себе время, отпечаток характера автора, его самобытность, и главное – они честные. Они лично выстраданы, как рассказ Евгения Кузнецова «Цвет страха», о том, как человек поседел за одну ночь.
Город счастья. Современная проза ярославских писателей. Сборник рассказов. – М.: Университетская книга, 2017. – 240 с. |
Или рассказ Анастасии Сластухиной «Добрые пироги» о своей бабушке, прожившей трудную, суровую, но не безрадостную жизнь любящей и любимой. Другой участник сборника, Александр Фролов, в рассказе «Город счастья» с грустью размышляет о том, как разобщает и усредняет человек современный городской мегаполис, с иронией рассказывая о городе «с 250-тысячным населением и весьма странным названием – Электросварочный, происхождение которого толком никто не мог объяснить». Но не случайно название рассказа – в глубине души автор надеется: может, где-то когда-нибудь вырастут и такие города? И хочется процитировать классика: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!..» Возьмем на себя смелость слово «советской» заменить на «любимой».
А сколько энергии, озорства в рассказе Владимира Перцева «Пожарная команда»! Характеры подростков написаны, чувствуется, человеком знающим, любящим этих ребят. А кому принадлежит молодежь – тому принадлежит будущее. История, как ребята вызывали дождь в засушливое лето, по существу, рассказ о том, как десятиклассник Димка нашел призвание, почувствовал ответственность перед природой.
Отношение к природе, в котором и любовь, и удивление, присутствует в рассказах Игоря Михайлова. Окунаешься в акварельную, тонкую, наполненную неожиданными ассоциациями прозу его рассказов и попадаешь то в таинство Севера в рассказе «Купание в Чухломском озере», то бредешь за ним по городу в рассказе «Из Ярика»: «Иду и размышляю: почему меня так тянет в этот купеческий рай с майоликой на стенах, белыми, словно взбитые сливки, церквями, перпендикулярными улицами, упитанной Волгой и белыми пароходами, важно проплывающими мимо в неведомую даль?» И восхищаешься вслед за автором богатством и самобытностью старого города, на улицах которого, если остановиться, чувствуется дыхание и поступь многовековой русской истории.
Интересен рассказ Олега Гонозова «Все отлично» о молодом сотруднике городского журнала «Наш регион», временно занимающемся продажей рекламной площади. Точно, внимательно, с юмором написан портрет главного героя, который пока не нашел своей дороги в жизни.
Но верится, что найдет: ни на какие левые деньги его подбить приятелю не удается. В России всегда главным критерием была справедливость. Вот и в рассказе «Месть женщины» эту тему поднимает Алексей Серов.
Хорошо, что вышел этот сборник. И было бы неплохо, чтобы еще вышли такие книги.