0
2071
Газета Интернет-версия

09.11.2017 00:01:00

Быстрый карандаш режиссера

Тэги: эйзенштейн, кино, графика, скорсезе, переводы, мексика, броненосец потемкин, иван грозный


Наум Клейман досконально изучил графику Эйзенштейна.	 Фото автора
Наум Клейман досконально изучил графику Эйзенштейна. Фото автора

В лектории московского Музея современного искусства «Гараж» часто обсуждают новые книги – в том числе те, что выпущены в рамках собственной издательской программы. На днях здесь представляли публике книгу Наума Клеймана «Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино». На страницах объемистого тома воспроизведены 500 рисунков из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, а предисловие к книге написал американский режиссер Мартин Скорсезе. Этот издательский проект еще раз доказывает: Эйзенштейна чтут во всем мире, от Москвы до Нью-Йорка. 120-летие со дня его рождения будет широко отмечаться в 2018 году.

И все-таки выход каждой новой книги о знаменитом реформаторе и теоретике кино – по-своему авантюра. Именно так охарактеризовал публикацию новой работы главный редактор издательства «Ad Marginem» Александр Иванов. Ведь издание это некоммерческое, научное. «Сегодня за рубежом Эйзенштейна обычно относят к истории, к архиву, и наша задача состояла в том, чтобы актуализировать этот архив», – отметил издатель. Он также выразил надежду, что книга сможет приблизить появление музея Эйзенштейна, которого так не хватает в России.

А вот по мнению переводчика книги (она параллельно вышла в Великобритании) Натальи Рябчиковой, Эйзенштейн вовсе не «история», а живая современность. Именно так к режиссеру, по ее наблюдениям, относятся в английских академических кругах. Для переводчиков же тексты Эйзенштейна – целая головоломка. «Он был полиглот, писал комбинацией из нескольких языков, легко переходил с одного на другой, и это давало ему творческие импульсы. Переводить его удивительно интересно, хотя и очень трудно», – добавила Наталья Рябчикова.

С «архивной» трактовкой наследия Эйзенштейна не согласилась и профессиональный архивист, директор РГАЛИ Татьяна Горяева. «Он остро актуален!» – настаивала она, в качестве примера приводя графику Сергея Михайловича времен революции 1917 года. По ее словам, архив Эйзенштейна огромен, всего известно около 6 тыс. графических работ мастера, и книга включила лишь часть этой еще не вполне изученной коллекции.

Историк и культуролог, живая легенда российского киноведения Наум Клейман размышлял о месте графики в творческом мире Эйзенштейна. Что значили для него рисунки? Как они соотносятся с другими ипостасями этого многогранного мастера? Что Эйзенштейну-рисовальщику дала поездка в Мексику? Почему нет эскизов к «Броненосцу «Потемкину» и «Октябрю», хотя к другим фильмам режиссера их создано множество?.. Это лишь часть вопросов, на которые старался ответить киновед. «Эйзенштейн рисовал мгновенно, держа карандаш (реже – перо) всей щепоткой. И рисовал он не на специальной бумаге, а на обороте сценариев. Это очень хрупкие, быстро желтеющие на свету листы. Их нельзя долго экспонировать в музее», – говорил Клейман. Теперь малоизвестные графические работы автора «Ивана Грозного» становятся доступны для кинолюбителей и исследователей в альбомном формате.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
643
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1086
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
793
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
416

Другие новости