|
Ян Бруштейн. Плацкартная книга.
– М.: Издательство Евгения Степанова, 2017. – 110 с. ISBN 978-5-91865-464-4
Объясняя в предисловии к книге ее название, поэт, эссеист, критик Даниил Чкония отмечает: «Стихи живут памятью, непреходящим чувством течения времени, ощущением нерасторжимой связи времен. Автор, словно его случайный попутчик в плацкартном вагоне, делится наболевшим, пережитым, доверителен в своих стихотворных рассказах о себе, о дорогих ему сердцу людях, об окружающем его мире». Сам Ян Бруштейн (р.1947) в программном стихотворении, предваряющим сборник, пишет: «Страница тронется, как поезд,/ В нее я странником войду,/ В плацкартном сяду, успокоясь,/ Что все-таки не на войну. <…> Но здесь – России сердцевина! / И, чтобы все соединить,/ Я карандашиком старинным/ Тяну прерывистую нить…» Книга состоит из разделов «Семена», «Проза в рифму», «Южные песни», «Полая вода», «15 восьмистиший», «Заноза», «Деревенские стихи».
|
Джон Лесин. Бертолетовая соль: Поэтический комикс.
– М.: Издательство Виктора Гоппе, 2017. – 12 с.
Малотиражное, иллюстрированное художником Виктором Гоппе (кстати, статью о нем см. на с. 15 этого номера) издание включает одно стихотворение Джона Лесина (за этим псевдонимом скрывается ответственный редактор «НГ-EL» Евгений Лесин) историко-революционной (не случайно на обложке стоит дата «1917–2017») и геополитической направленности. Поэтический комикс начинается так: «Европою пахнуло из окна./ В Китае отдалось и на Урале./ У нас была Гражданская война./ И белые, конечно, проиграли.// Пока страна валяет дурака,/ Враги готовят бунт антинародный./ В Нью-Йорке есть Восточная река./ В Москве течет канал Водоотводный…» Завершает моносборник фрагмент записки Ленина Дзержинскому, призывающей сократить расходы на гараж Владимира Ильича: «Все и всё расходы сжимают…»
|
Игорь Молотов. Демоны и ангелы российской политики лихих 90-х. Сбитые летчики.
– М.: Центрполиграф, 2017. – 334 с.. ISBN 978-5-227-07497-3
«Независимая газета» опубликовала свой ежегодный рейтинг 100 ведущих политиков России, которые на сегодняшний день являются лицом политической системы, которую выстроил лидер этого списка Владимир Путин, – говорится в аннотации. – <…> Но куда ушли все те, кто в 2001 году претендовал пусть не на лидерство, но все же на первые роли в управлении государством?» Ответить на этот вопрос пытается писатель и журналист Игорь Молотов, который называет элиту 1990-х – политиков, силовиков, телемагнатов и других некогда сильных мира сего «сбитыми летчиками». К таковым он относит Михаила Ходорковского и Бориса Немцова, Михаила Касьянова и Геннадия Зюганова, Ирину Хакамаду и Юрия Лужкова… Впрочем, Эдуард Лимонов, которому посвящена книга, в предисловии «Говорит Лимонов!» не совсем согласен с автором: «Ну, не все летчики на самом деле сбитые в этой книге. <…> Летчик Каспаров сам себя сбил, его не хватает в этой книге <…> Ирина Хакамада, напротив, в этой книге лишняя <…> А может, я зачерствел, но меня так все раздражали, пока читал! Типажи интереснейшие, спору нет, но раздражают…»
|
Русская развлекательная культура Серебряного века. 1908–1918 (Текст)/ Э. Анри-Сафье, И.З. Белобровцева, Н.А. Богомолов и др.; сост. Н.Я. Букс, Е.Н. Пенская; отв. ред. Е.Я. Курганов; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».
– М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 464 с. ISBN 978-5-7598-1655-3
Первое, как утверждает издательская аннотация, в истории литературы многоаспектное коллективное исследование русской развлекательной культуры Серебряного века, «в которой возник и утвердился феномен нового театра». Монография состоит из трех частей. В первой «Развлечения и развлекательность: pro et contra» – рассматривается толкование развлекательности и отношение к ней в литературной среде того времени. Часть вторая, «Жанры и формы развлекательной культуры», изучает проявления идей развлекательности в разных сферах культуры и искусства, в том числе в периодике – в частности, в детских и женских журналах Серебряного века. И, наконец, в третьей части «Развлекательность как художественная доминанта нового театра» прослеживается «последовательность появления первых новаторских сцен, среди которых очевидно выделяется артистический капустник МХТ, содержащий многие элементы кабаре».
|
Андрей Дударев. Теология публичного пространства.
– СПб.: Алетейя, 2017. – 164 с. ISBN 978-5-906980-16-8
В книге теолога, религиозного философа Алексея Дударева собраны его размышления (сам автор называет их «попытками») на церковные и околоцерковные темы: о взаимоотношениях Церкви и государства, духовно-политических резонансных событиях, например, фильме Кирилла Серебренникова «Ученик», про «ярких персон «от религии»… «Раскрывать Божественные действия в настоящем, а не только перемывать косточки недругам – вот настоящая задача пишущего и говорящего человека… – полагает автор. – Несмотря на кричащую пестроту современной церковно-общественной палитры, мне думается, за этим смешением красок можно попытаться увидеть и нечто другое…
Может быть, нет-нет да и мелькнет где-то в незримой глубине свет вечности, и откроется в происходящих событиях сила и премудрость Божья?..»