0
1828
Газета Интернет-версия

26.10.2017 00:01:00

Аристотель мира комиксов

Тэги: комикс, фантастика, рисунок, творчество, скульптура, смерть, средневековье, аллюзии, история, ингмар бергман, палестина, израиль, холокост


39-15-13.jpg

Скотт Макклауд. Скульптор. Книга-комикс. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 496 с.

Удивительное дело, Скотт Макклауд долгое время считался одним из ведущих теоретиков и фундаментальных экспертов комиксного искусства, так и не создав ни одного серьезного и масштабного произведения. В второй половине 80-х он получил массу престижных премий и номинаций за серию «Зот!» – уютную и совершенно несерьезную рисованную фантастику, откровенно контрастировавшую с мейнстримовой супергероикой, достигшей в рейгановскую эпоху перигелия брутальной мрачности. А затем выпустил пародийный черно-белый комикс «Уничтожай!!» (да, с двумя восклицательными знаками), в котором мастерски исполнил посвященные несчетному сонму авторов, специализирующихся на бесконечных сражениях мужчин и женщин в разноцветных трико, частушки об ультранасилии – на 32 страницах комикса обладающие сверхсилами персонажи, даже не пытаясь сюжетно эволюционировать или хотя бы символически саморазвиться в осмысленных героев,  безостановочно калечат друг друга, сопровождая процедуры выкриками «Уничтожай!» и «Заткнись!». И, наконец, в 1993 году Макклауд выпустил главнейший на тот 

момент своей жизни труд – «Понимание комикса» (на русском языке опубликован в 2016 году издательством «Белое Яблоко»), комикс, посвященный искусству комикса. В книге доходчиво разъяснялось, как правильно читать и понимать комикс, по каким законам живет и функционирует мир комикса, как создается и работает в нем пространство, время и движение, и в целом наглядно и убедительно доказывалось, что комикс – это форма искусства, а не просто набор красивых (или не очень) картинок.

В 2015 году Макклауд подтвердил закрепившееся за ним звание «Аристотеля мира комиксов» на практике, закончив работу над монументальным графическим романом «Скульптор». Это история молодого и не очень удачливого скульптора Дэвида, который заключает договор со Смертью – отныне все его работы будут шедеврами, творить их он сможет буквально голыми руками из абсолютно любого материала, но прожить Дэвиду доведется всего лишь 200 дней. Сюжет, восходящий к литературной классике западного Средневековья, эксплуатируется автором крайне бережно, с почти что архаичным классицистским уважением. Макклаунд не позволяет себе никаких постмодернистских коленец, увлечений деконструкцией и реминисценциями, визитов в аллюзивные шапито или сеансов литературной эквилибристики, которых логично было бы ожидать в наши дни от человека, разрабатывающего тему сделки со сверхъестественной силой. Рассказанная в «Скульпторе» история – это трагичное, насыщенное понятной символикой, подробными и удивительно эмоциональными сценами и реалистичными диалогами произведение о любви, о смерти, о скитаниях вечных, о поиске себя, о кризисе личности и, конечно, об искусстве.

Скотт Макклауд переворачивает устоявшиеся представления о комиксах.	Иллюстрация из книги
Скотт Макклауд переворачивает устоявшиеся представления о комиксах. Иллюстрация из книги

Автор мастерски управляется с ограниченным бумажными листами континуумом – монтаж панелей осуществляется с воистину кинематографическим тщанием. Панорамы, крупные планы, отбивки – комикс прекрасно «смонтирован», ритм и темп повествования подобраны так, что ход событий ни на мгновение не провисает, не замирает в скучной статике и не дает подойти к опасному для комикса читательскому состоянию «дочитаю когда-нибудь потом» (чем, случается, иногда грешат чрезмерно авангардные работы). В целом визуальное ощущение от «Скульптора» вполне сопоставимо с впечатлениями от просмотра качественно поставленного авторского кино. Почти четверть века тому назад Макклауд крайне наглядно и убедительно доказывал, что комикс заслуживает свое место в пантеоне искусств, где-то поблизости от живописи, литературы и кинематографа. Много лет спустя он еще и наглядно продемонстрировал – почему. Рассказанная в «Скульпторе» история трогает, восхищает и захватывает; прекрасный рисунок вполне способен вести читателя по сюжету без особой необходимости в комплексных диалогах и дополнительных пояснениях; мастерски созданная атмосфера настраивает на необходимый для вдумчивого, но одновременно с этим парадоксально расслабленного чтения. При этом – и это крайне важно – «Скульптор» не элитарное произведение для крайне узкого круга почитателей высокого искусства, равно как и не актуальное или решительное высказывание по мотивам социально-политической повестки. Это большая, живая, увлекательная история о человеке. Не об идее и не об историческом факте, о человеке, о каждом из нас, о наших ежедневных чувствах, мыслях, стремлениях, ошибках и победах. Ближайший эстетический, идейный и духовный аналог «Скульптора» из братского мира кинематографа – фильмы Ингмара Бергмана, точно так же лишенные острой социально-политической подоплеки и постмодернистской игры, но насыщенные символическими поисками себя, смысла и сути жизни.

«Скульптор» получил массу крайне положительных отзывов от коллег Макклауда по комиксному цеху, журналистов, писателей и читателей. Разумеется, не обошлось и без критики: простота и определенный традиционализм истории, консерватизм в построениях сюжетных каркасов, отсутствие сверхидеи, отчетливо заметное авторское эго, недостаточный реализм рисунка, излишняя коммерциализация — это лишь малый список того, что предъявляли комиксу отдельные ценители. И прекрасно, что мы, русскоязычные читатели, теперь можем присоединить свой голос к хору защитников или же, напротив, хулителей «Скульптора» – выпуск у нас столь значимой книги в столь краткий после выхода ее на родном для автора языке срок – важнейшее достижение для продолжающего формироваться в нашей стране восприятия и отношения к искусству комикса. И вдвойне значимым для нас вход «Скульптора» является еще и потому, что мы пока, в силу существующей еще нехватки должного количества качественных изданий и переводов, существуем в мире дихотомческого деления комикса на «развлекательный» и «серьезный». Мы автоматически записываем в разряд развлекательных историй супергероику, фантастику, хорроры и прочие истории, насыщенные действием и лишенные зримого социально-политического контекста и подтекста, тогда как базирующиеся на историческом материале комиксы (иранская революция, сложные отношения Палестины и Израиля, трагедия Холокоста, тяготы жизни при тоталитарных режимах и проблемы меньшинств) мы априорно относим к серьезным, проводя между двумя этими категориями толстую разделительную линию. «Скульптор» же, являющийся одновременно произведением серьезным и, несомненно, развлекательным, призван надломить устоявшийся стереотип и, возможно, исправить некоторые из наших предубеждений. Черно-белое – если, конечно, речь не о технике рисунка – это ведь так невообразимо скучно.

«Скульптор» – интересная, размеренная, стильно нарисованная и очень умело рассказанная история. С послевкусием, сопоставимым с ощущениями от просмотра большого авторского кино. Гарантированное удовольствие закоренелому читателю графических романов; целебная микстура для тех, кто полагает, что комиксы – это исключительно про мужчин в разноцветном латексе;  и прекрасная входная группа для тех, кто только собирается шагнуть в непознанный мир искусства комикса.   

Воронеж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
550
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
690
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
581
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
474

Другие новости