|
Библиофильский венок М.И. Цветаевой: Автографы и мемориальные предметы из собраний Л.А. Мнухина и М.В. Сеславинского: [альбом-каталог].
– М.: Бослен, 2017. – 208 с. ISBN 978-5-91187-304-2
Лев Мнухин и Михаил Сеславинский – авторитетные собиратели книжных раритетов, пользующиеся большим уважением среди библиофилов. В их коллекциях находится большая часть сохранившихся автографов Марины Цветаевой, 125-летие со дня рождения которой празднуется в эти дни. Эти уникальные артефакты воспроизведены в книге. Здесь и ее рукописи, и открытки, и письма, и дарственные надписи. Кроме портретов Марины Ивановны в книге есть изображения Бальмонта, Антокольского, Ремизова, Бодлера и др. «На сегодняшний день известно примерно 110 книг Марины Цветаевой с ее дарственными надписями (опубликованными, скопированными, записанными со слов). Из них примерно 80% находится на территории России; в такой оценке возможна определенная погрешность, так как в последние годы не всегда удавалось отследить перемещение этих изданий». (Репортаж с презентации см. на стр. 11 этого выпуска)
|
Николай Звягинцев. Все пассажиры.
– New York: Ailuros Publishing, 2017. ISBN 978-1-938781-49-0
В послесловии к сборнику Николая Звягинцева (р. 1967) – поэта, автора книг «Спинка пьющего из лужи», «Законная область притворства», «Взлётка» и др., – литературовед, критик и поэт Илья Кукулин отмечает уникальность положения автора в современной поэзии: «С конца 1980-х он пишет, почти не меняя манеры и стиля, но используя все более разнообразные поэтические средства и расширяя свою и – без того уже удивительную по диапазону – лексику. Однако задача, которую он решает, становится все яснее: это совмещение оптики оглядки на истории и оптики начала». Вот, скажем, «Стихи про зонтик наизнанку»: «Какой-нибудь синий,/ Какой-нибудь Сивцев,/ На разных тарелках, в чужих городах./ К тебе подбежали лиса и лисица,/ Столярка и стёкла, вода и вода.// Опасное тождество чувственных знаков,/ какие мы капли, кого ни возьми./ Изнанка зимы одинокодинако/ Воланчик воды на изнанке зимы». (Интервью со Звягинцевым см. на стр. 10 этого номера)
|
Геннадий Смолин. Булгаков на пороге вечности: мистико-эзотерическое расследование загадочной гибели Михаила Булгакова.
– СПб.: Алетейя, 2017. – 394 с. ISBN 978-5-906910-54-7
Писатель и журналист, по образованию физик-ядерщик Геннадий Смолин (р. 1945) в предисловии «Вместо пролога» обещает будущим читателям книги, что архивные документы (свидетельства современников, письма, дневники, мемуары, доносы, докладные записки агентов ОГПУ – НКВД, МГБ, КГБ и ФСБ и др.) позволят по-новому взглянуть на жизнь и творчество Булгакова (1891–1940). А также на его смерть, хотя «некоторые скептики уже выражали свои сомнения относительно правдоподобности выбранного преступником или преступной группой способа убийства М.А. Булгакова – поджаривать его на медленном огне в течение полугода». Автор намерен развеять подобный скептицизм в главах «Бунт Сатанаила», «Мастер. Так ли он был убит», «Орден тамплиеров в СССР», «Хронология убийства», «Черный снег», «Сальеризм», «Наступить на аспида», «Визит инквизитора» и т.д.
|
Глеб Смирнов. Метафизика Венеции.
– М.: ОГИ, 2017. – 368 с. ISBN 978-5-94282-811-0
Книга выпускника истфака МГУ, искусствоведа и магистра философии Глеба Смирнова (р. 1969), в 1992 году отправившегося в Европу в «эстетическую эмиграцию» и с 1999-го живущего в Венеции, рассматривает этот город «с точки зрения ученой водоросли, приросшей к… фундаментам». Это не обычный путеводитель, коих множество, а лирические размышления о музыкальных свойствах и акустике Венеции, эротике и вечной любви, бессмертии и искусстве… «Если в Рим едут затем, чтобы возле его руин задуматься о быстротечности жизни и крахе цивилизаций, о судьбоносных событиях и об истоках европейской истории, если во Флоренцию приезжают для вышкаливания хорошего вкуса, то Венеция нам нужна просто для души. В Венецию следует ехать за поэзией, за меланхолией, за ликованием. За безнаказанной легкостью небытия. А это немало. Тогда как Рим обязателен, а Флоренция желанна, Венеция – откровенное излишество. Не потому ли нет сил ей противиться?»
|
Андрей Жданов. Метрополитен Санкт-Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли.
– М.: Центрполиграф, 2017. – 702 с. ISBN 978-5-227-07543-7
В книге собраны уникальные и неожиданные факты о метрополитене Северной столицы. Так, например, оказывается подземка в Санкт-Петербурге могла появиться еще в 1820-х годах. «В 1814 г. российский император Александр I в качестве победителя Наполеона посетил Великобританию, <...> императору представили наиболее выдающихся деятелей Англии, в числе которых оказался член Лондонского королевского общества, выдающийся ученый-энциклопедист и изобретатель Марк Изамбар Брюнель. В беседе с ученым Александр I коснулся сооружения в Санкт-Петербурге непрерывного сухопутного пути через Неву». Среди прочих обсуждался вариант создания «кирпичного транспортного тоннеля». История и петербургского метро излагается в главах: «С чего все начиналось», «Самая первая линия», «По Пулковскому меридиану», «Вдоль Невского и Невы», «От «Московской» до «Купчина» и др. Завершает книгу глава «Заглядывая в будущее».