0
1255
Газета Интернет-версия

12.10.2017 00:01:00

Сказка – ложь

Тэги: проза, остров, женщины, ложь, подростки, детектив


37-13-13.jpg
Фрэнсис Хардинг. Дерево лжи
– М.: Clever, 2016. – 480 с.

Действительно ли ложь сладка, бывает ли она во благо и кому позволено врать – вот о чем хочет поговорить Фрэнсис Хардинг в своей «детской» книге «Дерево лжи». Роман начинается в лодке, в которой 14-летняя Фейт и ее семья плывут на забытый цивилизацией остров. Как узнает Фейт, эта поездка – добровольная ссылка, ведь отца чудовищно оклеветали дома и ему надо скрыться с глаз общества. Преподобный Сандерли – известный археолог, однако его открытия назвали фальшивками и сам он попал в опалу. На острове Фейт предстоит узнать самые страшные тайны отца, а когда он таинственно погибнет – встать на защиту его чести.

«Дерево лжи» удостоилось двух премий Costa – за лучшую книгу для детей и просто за лучшую книгу. И это весьма логично. Книга Хардинг проста и сложна одновременно, ее глубина не опасна для подростка – не утонет, но и взрослый не расшибет лоб, нырнув в роман. Простота «Дерева лжи» в форме – роман написан скупым языком детских книг, заковыристой метафоре Хардинг предпочитает приближенное описание, ее пейзаж не конкретен, но знаком, персонажи не исключительны, но узнаваемы. Поддерживается простота и в структуре – перед нами классический детектив с загадочной смертью, нежеланием следствия выполнять свою работу, страшной тайной из прошлого, местью, погоней и спасением, которое происходит в самый последний момент. Сделав ставку на понятность формы, автор вложилась в содержание.

Центральный образ романа – заглавное Дерево лжи, редкое растение из далекой страны, открывающее (якобы) тайны в обмен на распространение лжи. Фейт узнает о дереве после смерти отца и использует его, чтобы докопаться до истины. Раз за разом девочка скармливает дереву ложь, в которой оказывается немало правды, и раз за разом получает от него ответы, в которых больше ее собственных догадок. Дерево лжи растет, заполняя собой жизнь Фейт и всего острова, а правда продолжает прятаться на самом видном месте. В романе Хардинг врут все: тут ложь ради спасения, ложь из тщеславия, ложь для мести и во имя великих открытий. Вот преподобный Сандерли фальсифицирует находки, чтобы узреть доказательства присутствия Бога; вот Фейт клевещет на работников шахты, чтобы найти убийц отца; вот ее мать врет суду, чтобы спасти честь семьи; вот смелая служанка, у которой своя маленькая ложь во имя любви.

Большинство действующих персонажей романа – женщины. Именно им автор оставляет право на ложь. Допустимость женской лжи отстаивает мать Фейт. Ведь чем, как не очаровательной ложью, женщина может бороться за себя в Викторианской Англии? Сама Фейт долго сопротивляется этому, но постепенно втягивает себя в водоворот вранья. Фоном к этому идут ее рассуждения о том, как девочке нельзя заниматься желанным делом из-за предрассудков эпохи. И снова приходится врать. В книге Хардинг ложь – орудие слабых, у которых нет других орудий. Безусловно, волнует Хардинг и положение женщин. В «Дереве лжи» все они так или иначе борются за свою независимость в мире, подчиненном мужчинами. Симпатии автора здесь на стороне Фейт, которая пытается быть прямой и честной, но у девочки ничего не выходит. Мать подает ей ложь как женскую мудрость. И в конце Фейт, кажется, сдается. Или это Дерево лжи успело пустить корни в ее душе?

«Дерево лжи» не лезет в психологические дебри и не стремится раскрыть тему лжи на всю глубину, что делает его вполне доступным для читателей школьного возраста. В то же время автор щедро разбрасывает поводы к размышлениям, которые не дают назвать роман поверхностным. Книга, целиком посвященная лжи, заканчивается простой правдой – ложь горит, если пролить на нее свет. Но в потемках души для нее всегда найдется уютный уголок.

Саратов


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
258
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
248
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
365
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
260

Другие новости