0
2148
Газета Интернет-версия

14.09.2017 00:01:00

Полнота дольнего мира

Сергей Казначеев

Об авторе: Сергей Михайлович Казначеев – писатель, литературовед.

Тэги: проза, рассказы, журналистика, дача, деревня, графомания, христианство, мораль


33-14-2_t.jpg
Героиня рассказа
Александра ставит на
место назойливого
«сектанта». Василий
Верещагин. Лама так
называемой Красной
секты в полном облачении.
1875. Этюд из серии
«Путешествия в Индию».
Киевский национальный
музей русского искусства

На первый взгляд композиция сборника Анастасии Ермаковой «Осень на Сиреневом бульваре» может вызвать некоторое недоумение: открывают его самые свежие рассказы 2016 года, затем следует блок историй, написанных в 2002–2009 годы, а завершает все проза 2010–2013 годов. Любой дотошный читатель может спросить: «А где же сочинения 2014–2015 годов? И почему начинается все с последних по времени написания текстов, а потом делается шаг назад, и мы оказываемся в самом начале XXI века?»

Но если взглянуть на построение книги внимательнее, то все сразу встает на свои места. Очевидно, что три года назад творческие усилия были сосредоточены на романе «Пластилин», а на композиционное решение повлияла профессиональная журналистская деятельность писательницы. Западная журналистика основывается на архитектонике перевернутой пирамиды, когда все основное и значимое выносится в первые абзацы. Затем следует разъяснение, уточнение, расширение темы и т.п. Отечественные репортеры тяготеют к композиции типа песочных часов: наиболее сильные акценты сконцентрированы в начале и конце произведения, а в середине читателю предоставляется возможность перевести дыхание – нельзя же все время держать его в полном напряжении.

Очевидно, эта традиция проявилась и в структуре сборника «Осень на Сиреневом бульваре», хотя, возможно, и подсознательно. Анастасия Ермакова честно начинает с того, что тревожит и волнует ее сегодня. Она показывает товар лицом, начиная с самого актуального. В большинстве текстов мы сталкиваемся с героиней-повествовательницей, которая мало отличается от самой писательницы. Это, кстати, один из важнейших признаков нового реализма, о котором в последнее время стали немного забывать.

33-14-11_t.jpg
Анастасия Ермакова. Осень
на Сиреневом бульваре.
Рассказы. - М.: У Никитских
ворот, 2017. – 272 с.

Вот она посещает полузабытого поэта-фронтовика, вот разбирается с непутевой няней, вот вспоминает о спившемся поэте Ване («Поэта лира золотая»)… Здесь цитируются строки безвременно скончавшегося Петра Дегтярева, которого я хорошо помню слушателем Высших литературных курсов при Литинституте им. Горького, когда он внимал моим лекциям и улыбался добрыми ироничными губами. Потом мы знакомимся с историей непростых отношений героини с литературным мэтром («Бюст неизвестно кому»), читаем о ее работе с графоманами («Пора в отпуск»), узнаем о горькой судьбе современного сочинителя, которому невероятно трудно найти дорогу к своему читателю в дебрях рыночного литературного пространства («Мертвый груз»), с сочувствием воспринимаем взаимоотношения городской поэтессы с дачно-деревенской графоманкой Анной Петровной, которая изводит ее чтением собственных опусов («Лето звонкое»).

Вряд ли есть смысл пересказывать темы всех рассказов Анастасии Ермаковой. Скажу лишь, что они всегда узнаваемы, убедительны и поданы в мягкой пластичной манере. Язык книги гибок и выразителен, и в этом состоит кардинальное отличие от книги: «В его полуразвалившейся каморке всегда царил полумрак – вот уже второй месяц как перегорела висящая на пыльном шнуре тусклая лампочка, кисло пахло застарелым потом, нечистым, с раздавленными кровавыми комарами бельем, пропитавшим все унылым многолетним перегаром. Жужжали одуревшие от июльской жары мухи, то и дело садясь на окаменевшую горбушку черного, подернутую нежным налетом серо-зеленой бархатистой плесени» («Яблоко в тине»).

Примерно с середины сборника начинается психологическое и эмоциональное нарастание. Действие становится динамичнее, взаимоотношения между героями глубже и интенсивнее. Своеобразной кульминации этот процесс достигает к концу книги, что проявляется в произведениях «Техника безопасности», «Из-за елки выйдет медведь», которые в принципе можно было бы отнести к жанру повести. В последнем сочинении героиня Александра занимается душеспасительной деятельностью – навещает одиноких, несчастных, страдающих людей, ухаживает за ними, поддерживает их душевное равновесие. Здесь, говоря высоким штилем, писательница поднимается до христианских моральных ценностей, что, кстати, подчеркивается и сюжетно: Александра ведет богословские беседы со священником отцом Михаилом и ставит на место назойливого сектанта. Здесь достигается полнота изображения дольнего мира – эпизоды калейдоскопически сменяют друг друга, а надо всем этим присутствуют горние выси, которые помогают всем нам выживать в современных сложившихся обстоятельствах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
712
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
940
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
773
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
627

Другие новости