0
2189
Газета Интернет-версия

03.08.2017 00:01:00

Нехоженая Владимирка

Тэги: москва, кремль, сергий радонежский, ссср, застава ильича, заводы, конструктивизм, мкад, храм василия блаженного, немцы


москва, кремль, сергий радонежский, ссср, «застава ильича», заводы, конструктивизм, мкад, храм василия блаженного, немцы На шоссе Энтузиастов строили предприятия, научные институты, жилые дома. Поселок завода «Прожектор». 1950-е годы. Иллюстрация из книги

Когда-то по этой дороге гнали каторжников из Москвы в Сибирь, вдоль трассы строились монастыри и избы Рогожской ямской слободы, возникали предприятия и рабочие поселки. Старинная Владимирская дорога получила в советское время название шоссе Энтузиастов – в честь строителей коммунизма, тех, кто возводил здесь корпуса «Серпа и молота», «Компрессора», «Нефтехима» и «Прожектора», кто монтировал оборудование Сталинской ТЭЦ, жил в новых домах у Заставы Ильича и на Дангауэровке.

Историк архитектуры и градостроения Москвы Алексей Рогачев любит писать о больших магистралях, крупных проектах ХХ века. В своей новой книге он исследует шоссе Энтузиастов от самых истоков, то есть от Константино-Еленинской башни Кремля, выходящей на Васильевский спуск. Когда-то в башне существовали ворота с проходом к улице Варварка (одной из древнейших в городе), которая задает направление на восток: Солянка, Николоямская, улица Сергия Радонежского, бульвар Энтузиастов… И лишь потом начинается длинное и широкое шоссе, давшее название книге. С этим путеводителем можно идти, почти не сворачивая, от храма Василия Блаженного до границ города.

Автор ведет речь не только о старинных храмах, особняках и прочих изящных материях. Рогачев дает характеристику зданиям, мостам и железнодорожным станциям, говорит о планировке районов и трассировке улиц, асфальте и газонах, дорожных знаках, пешеходных переходах, затрагивает вопросы коммунального хозяйства и экологии. Дает большой объем сведений, не перегружая, однако, специализированной информацией. Ведь эта книжка не только для краеведов, но и для обычных читателей, интересующихся историей Москвы. 

27-14-13.jpg
Шоссе Энтузиастов. Дорога великих свершений.
– М.: Центрполиграф, 2017. – 288 с.

Рогачев пишет о промышленной истории Москвы, которая во многом создавалась вдоль этого шоссе. Здесь находился завод Гужона (позже «Серп и молот») – единственное металлургическое предприятие столицы. На «Компрессоре» в 1941-м делали пусковые механизмы для катюш, да и конструкторское бюро по созданию легендарного гвардейского миномета находилось именно в его стенах. Первый в СССР электродный завод строился в начале 30-х годов (как и многое тогда в нашей стране) при участии немецких специалистов. Большое значение для экономики и для армии имел завод «Прожектор», возле которого был создан жилой квартал с амбулаторией, фабрикой-кухней и детским садом, а близлежащий кинотеатр «Слава» спроектировал корифей неоклассики Иван Жолтовский. Ныне практически все эти флагманы первых пятилеток не работают, а часть их корпусов снесена.

Рассказывая о ТЭЦ-11 (на ней, кстати, работают герои фильма Хуциева «Застава Ильича»), автор делает экскурс об электрификации и теплоснабжении Москвы в годы первых пятилеток. Здание теплоэлектроцентрали, утверждает Рогачев, «относилось к лучшим образцам промышленной архитектуры 30-х годов».

На этой трассе можно увидеть пожарную каланчу 1927 года, конструктивистский клуб «Пролетарий» с пятиэтажной башней, придающей зданию асимметричный облик. Фанатов эстетики авангарда притягивает квартал Дангауэровка – «пожалуй, самый интересный архитектурный ансамбль в окрестностях шоссе», как считает исследователь. Попутно автор рассказывает и о немецких фабрикантах Дангауэре и Кайзере, давших имя здешнему заводу, позже переименованному в «Компрессор». 

Близ бывшего «каторжного» шоссе еще до войны возникло множество учебных и научных учреждений. На месте Анненгофской рощи, в начале ХХ века уничтоженной смерчем, в 20-е годы под руководством архитектора дореволюционной выучки Александра Кузнецова строился комплекс зданий Всесоюзного электротехнического института. Рядом построили Московский электротехнический институт народной связи и Московский энергетический институт. Все это, отмечает Рогачев, не просто важнейшие технические вузы, но и интереснейшие памятники конструктивизма.

Лязг паровозов, дым фабричных труб, проходные секретных институтов… Но не только промышленностью и наукой знаменито шоссе Энтузиастов. В дальней части к нему выходит южная оконечность Измайловского парка, где планировали устроить детскую железную дорогу, но помешала война. Дальше – территория бывшего дачного Новогиреева, где современные проспекты и улицы сохранили планировку тенистых аллей начала ХХ века. Предприниматель Александр Торлецкий в те годы застроил место близ деревни Гиреево типовыми загородными домиками в один и два этажа, каменными и деревянными (лишь два из них сохранились до наших дней). В советское время, отмечает Рогачев, тихое дачное Новогиреево пало под напором индустриализации. Позже других начали застраивать район Ивановское – бывшую деревню, которую в 1960 году перерезала пополам Кольцевая автодорога. Словно в подражание ей жилые дома района имеют закругленную форму. Дальше – уже Подмосковье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
676
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1358
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1194
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2272

Другие новости