Лауреат премии «Нонконформизм-2011» Игорь Яркевич вручает диплом лауреату премии «Нонконформизм-2017» Сергею Жарикову. Фото Павла Сарычева
Сергей Жариков. Й. Обана. – М.: Самиздат, 2017. – 516 с.
На последней странице обложки написано: «Это третья книга, автором которой является Сергей Жариков – публицист, теоретик контркультуры, политтехнолог, издатель журналов «Сморчок» и «АТАКА», внесистемный аналитик, основатель группы «ДК»…»
Все верно, теперь, правда, необходимо добавить еще и то, что Сергей Жариков – лауреат премии «Нонконформизм-2017». И перед нами действительно трилогия, триптих. Просто предыдущие две книжки вышли в прошлом году. Первая называется просто «К.Н.И.Г.А.». Вторая… гм… ну, процитировать название я не могу, законы современные не позволяют. Потому что называется она так: «Без (слово на букву «б». – «НГ-EL»)». Контркультура, что уж тут скажешь. Андеграунд, будь он неладен. Нонконформизм.
Собраны в книгах тексты разных лет, печатавшиеся среди прочего «в изданиях самого различного профиля – от журнала ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» и профсоюзной газеты «Труд» до таких экзотических, как «Сокол Жириновского», «Специальное Радио» или «КонтрКультУра»…» Разумеется, не только там. Издания гибнут, осыпаются, как лютики, только Интернет пока еще остается. Автор предостерегает, и правильно делает, дескать: «Это всего лишь литература. Все совпадения – случайны». Тираж небольшой, нумерованный, у меня экземпляр № 55. Приведу некоторые названия главок (тут ведь не статьи, тут и впрямь, как пишет Жариков, «треки», но для книги они все-таки главки и подглавки). Не все, конечно, некоторые, как вы уже наверняка догадались, цитировать нельзя. Итак: «Полвека на службе у Сатаны», «Оккультные корни русского рока», «Что нам в нас не нравится» (третья книга), «Сила и слабость художника Путина», «Легкая наноэротика подиумных инноваций», «Хипстер Навальный – посланник богов» (вторая книга), «Пустая луна Ободзинского», «Ну что, потрендим на тему рокенролл мертв?», «Тайны Гадских медляков», «Стиляги середины 90-х», «Башлачев: Бремя колокольчиков», «Мутное время чотких пацанов» (первая книга) …
Самые интересные названия треков я цитировать, увы, не могу.
Так же и с текстом.
Или матом. Или неполиткорректно. Или вообще: «пролетая над гнездом какашки» (еще одно название трека, вернее, часть названия). Точнее, конечно же, так: оскорбляя чувства верующих, неверующих и всех подряд. И все же попытаюсь кое-что выбрать. «Откуда на Руси пошло слово «еврей» – вы в курсе? Так староверы произносили слово «иерей» подобно тому, как вместо «иисус» говорили «исус» (…) Так и прижилось. Я мог бы дать сейчас ссылку на академика А. Фоменко, но дело в том, что эту гипотезу я же ему и подкинул». Согласитесь, здесь все прекрасно.
Друг, потерпи, скоро я лягу невдалеке... Андрей Рябушкин. В кабаке. 1891. ГТГ |
Жариков брутален, но не груб. Остроумен, язвителен, рвется сразу во все стороны. Чем-то его публицистика похожа на тексты другого лауреата премии «Нонконформизм» – Александра Никонова. Только угара больше. Полный, я бы сказал, угар. Если продолжить сравнивать (а почему нет? ведь так вам, уважаемые господа читатели, будет легче составить более или менее ясное представление об авторе и его текстах), то жизнь и судьба Жарикова схожи с трудами и днями Ильи Кормильцева. Тот тоже из сугубого рока пришел в публицистику, книгоиздание. Сменил сферу деятельности, но неистовость сохранил прежнюю.
«Как мы видим, любой протест, особенно в такой стране, как Этатм, – ничто, если не вендетта. И только вендетта… Если вы обратили внимание, девять из десяти западных художественных фильмов посвящены теме вендетты. И это естественно: в институциональном обществе вендетта представляет собой механизм корреляции правоприменительной практики, способ исправления правовых косяков, скажем так». Ах, Запад, Запад, ты все гниешь и гниешь. Нам бы так. Но нет, мы цветем и пахнем и говорим о политике. Да, очень много политики у Жарикова. Так и она ведь повсюду, изо всех телевизоров лезет. Как спастись? Только любовью: «Ну что мы все время о политике и о политике? Давайте лучше поговорим о любви. Или о чем-нибудь вкусненьком, – да, чуваки?.. А рускочеловек бухло всегда с бабой своей сравнивает, и не всегда бабе на пользу!.. А водочка – сладенькая, сисястая в своей гипотетиццкой прелести – это исключительно для любви».
Не меньше, чем политики, у Жарикова, конечно, и музыки. И философии.
«Музыка Баха представляет собой едва ли не лучшую иллюстрацию к введению в философию музыки. Композитор не оставил школы, его музыка не похожа ни на что, от многих мелодий остается впечатление, что их писал компьютер; одни и те же музыкальные куски путешествуют из одного опуса в другой плюс этот «контрапункт», где математики куда больше, чем бразильских чувств. Если даже сравнить этого малоизвестного немецкого композитора со знаменитой на весь мир Катей Огонек, то разница между малым и великим, что называется, видна невооруженным глазом».
Вы только учтите, что всех упоминаемых ученых и философов Жариков читал, поэтов и композиторов знает великолепно, а что Булеву алгебру использует для описания нынешнего кошмара (пардон, дискурса), так иначе и нельзя. Иначе и впрямь кошмар. На все века, кстати:
«Помните, как раньше на футбольных афишах подчеркивали, что «матч состоится при любой погоде»? Так вот, главное для властей, чтобы матч состоялся. Тогда вы придете, обязательно проиграете, а значит, гарантированно будете снова злиться, плеваться, махать руками – то есть думать о навязанном вам предмете. А это значит, что следующий матч обязательно состоится при любой погоде, но главное – вы снова придете! И снова проиграете – и так без конца…»
* * *
В каждую книгу вложен диск. С песнями группы «ДК». А я их слушал. Еще в 1983 году, когда учился в Московском институте стали и сплавов. Мы тогда все слушали. Цитирую книгу «К.Н.И.Г.А.»: «И хотя сейчас чуть ли не каждый вспоминает страшный КГБ, было всего лишь четыре политических дела, под которые попали Мухоморы, ДК, Трубный зов и Посев…» Как домой вернулся. Все мы слушали, только никакого «Посева» (кроме журнала) не знаю. Но Жариков, чуть выше, объясняет: «Вот что такое «Гражданская оборона», а до того «Посев»…» А, ну тогда все более или менее понятно. Хотя я и «Гражданскую оборону» услышал лишь в 90-х. А «ДК» раньше, конечно. Есть у них два знаменитых хита: «Самогоночка» («Эх, самогоночка – сестра и крестница,/ Эх, самогоночка, ты нам ровесница,/ Эх, самогоночка, водочки слаще нет,/ Эх, самогоночка, кто знает твой секрет?») и «Москва колбасная» («Москва колбасная, столица классная./ Все магазинчики без продавцов,/ А в магазинчиках одни грузинчики,/ Кругом грузинчики и цок-цок-цок.// Москва колбасная, столица классная./ Кругом невестушки и женишки./ Невесты-кисочки все без прописочки,/ Мальчишки-лапочки, стишки, стишки»). В 2001 году ее цитировал Илья Кукулин в «НГ-EL» (тогда, по-моему, еще «EL-НГ»): «Что-то похожее о Москве предъявляла, кстати, еще скандальная группа «ДК» – примерно в 84-м. Помните? «Москва колбасная – столица классная»…»
Актуальны песни? А как же. Боюсь, всегда будут актуальны. Точнее, с каждым годом, с каждым десятилетием – все актуальнее и актуальнее. Национальный вопрос, конечно, лучше не трогать, но из песни слова не выкинешь. В 1984-м меня из института выгнали, забрали в Советскую армию. Вернулся, восстановился. А в 1990-м я поступил в Литературный. А там встретил поэта из Брянска Юрия Соловьева.
Он тоже любил «ДК». Цитировал взахлеб:
Ну вы амбал, Эспозито Фил,
А у меня нет сил, совсем нет
сил.
Меня железно преследует
страх.
А вы в штанах, вы всю жизнь
в штанах.
Я ваш портрет, Эспозито
Фил,
У кореша купил, за пятерик
купил.
(…)
Меня папка бьет, когда
придет косой.
Он всегда такой, папка всегда
такой.
Что делать мне,
Эспозито Фил?
Я, впрочем, всегда более всего любил и до сих пор люблю следующие строки:
Валяется друг, как свинья,
В облеванном пиджаке...
Друг, потерпи, скоро я
Лягу невдалеке...
Кстати, тогда, в 1990-м, со мной в Литературном институте учился еще один поэт – Алексей Чесноков из подмосковного Красногорска. Так вот он всегда ходил в пиджаке. Мы с ним среди прочего пили стеклоочиститель. Стихи и рассказы он писал замечательные. Надеюсь, оба живы, давно их не видел.
Контркультура, что уж тут скажешь. Андеграунд, будь он неладен. Нонконформизм. Ох-хо-хонюшки-хо-хо.
Читайте Жарикова.
Слушайте русский рок, он вроде еще жив.