0
8003
Газета Интернет-версия

20.04.2017 00:01:00

А Призрак был?

Владимир Хохлев

Об авторе: Владимир Владимирович Хохлев – поэт, литературовед, публицист, главный редактор журнала «Невечерний свет».

Тэги: шекспир, театр, британия, борис акунин, дания, норвегия, спецоперация, диверсия, убийство, призрак, гамлет, офелия, гертруда, горацио, переворот, эльсинор


шекспир, театр, британия, борис акунин, дания, норвегия, спецоперация, диверсия, убийство, призрак, гамлет, офелия, гертруда, горацио, переворот, эльсинор ...А потом – один только Гамлет. Николай Абрахам Абильгор. Гамлет показывает матери призрак отца. 1778. Государственный музей искусств, Копенгаген

Автор книги «Герои России под маской Шекспира», вышедшей в 2015 году, перед 400-летием со дня смерти Великого барда, Наталья Гранцева пишет:

«Почему принц Гамлет, едва став на мгновение королем, отдает свои владения врагу?

На этот риторический вопрос дал остроумный ответ гуру современного детектива Борис Акунин (Акунин Б.Г. Гамлет // Новый мир. 2005. № 6).

Следуя главному принципу криминалистов: «Ищи, кому выгодно», – Акунин пришел к выводу, что Гамлет был орудием в руках заговорщиков, стремящихся к ликвидации датской династии. А проводил эту спецоперацию лучший друг принца – агент норвежцев Горацио!»

Если следовать этой версии, возникает вопрос: возможно ли в деле, осуществляемом людьми и по замыслу людей, участие каких-то потусторонних сил? Был ли Призрак (так у Бориса Пастернака, далее – БП) помощником Горацио? Уточним – в переводе Андрея Кронеберга (далее – АК) Призрак назван Тенью.

Могло ли привидение (дух, нечеловек) четко исполнять команды руководителя спецоперации? Подчиняться человеку?

Такой расклад вызывает сомнения?

Может быть, Призрак – это всего лишь талантливая человеческая, актерская, театральная инсценировка?

Уильям Шекспир был актером театра «Глобус», умел воплощаться в кого угодно, в том числе и в привидения. К возможностям актера относился с огромным уважением, даже преклонялся перед артистическим талантом, о чем, к примеру, свидетельствуют такие строчки из «Гамлета» (здесь и далее – по БП):

Не страшно ль, что актер

проезжий этот

В фантазии, для сочиненных

чувств,

Так подчинил мечте свое

сознанье,

Что сходит кровь со щек его,

глаза

Туманят слезы, замирает голос

И облик каждой складкой

говорит,

Чем он живет!

Если даже «сходит кровь», то и сыграть, изобразить Призрака – духа умершего датского короля – актеру не составит труда. Для чего? Чтобы в максимальной степени воздействовать на сознание впечатлительного королевского сына. Чтобы разжечь в нем жажду мести, внушить цель и заставить действовать (в рамках общего плана спецоперации). Что, собственно, в пьесе и происходит – после встречи с Призраком Гамлет оказывается в полном его подчинении, говорит:

Я с памятной доски сотру

все знаки

Чувствительности, все слова

из книг,

Все образы, всех былей

отпечатки,

Что с детства наблюденье

занесло,

И лишь твоим единственным

веленьем

Весь том, всю книгу мозга

испишу...

13-12-3.jpg
Поначалу Призрака видели все присутствующие...
Кадр из фильма «Гамлет». 1914

Значит, Горацио – мнимый друг Гамлета – все рассчитал точно. Но жажды мести в «друге» было бы не разжечь, не случись убийства отца – короля Гамлета братом Клавдием?

В «Гамлете» Уильям Шекспир показал финальные (завершающие) события секретной спецоперации. А как она началась?

Попробуем реконструировать одно из событий – сцену убийства короля.

За первым принципом криминалистов «Ищи, кому выгодно» следует не менее важный – второй: «Ищи свидетелей». Или хотя бы одного…

Чтобы «все закрутилось», Горацио (лично или с помощью умелого агента) нужно было: утвердить в голове Клавдия идею убийства брата, обеспечить преступника орудием (средством) убийства, определить дату и место преступления и назначить свидетеля злодейства. Не будем фантазировать о том, как именно это было сделано, для нас главное – что это было сделано. Клавдий возжаждал короны и готов был идти на все (даже на собственноручное исполнение преступления), яд для умерщвления был подобран, послеобеденное (сонное) время и место в тихом саду определены, точка наблюдения для (хотя бы одного) свидетеля найдена.

По замыслу Горацио, убить Короля (отца) должен именно его брат. Иначе в Принце (сыне) не возбудить должного (для осуществления задуманного) чувства.

Итак – Король убит, свидетель видел, как это произошло. Призрак (со слов ли свидетеля, или в качестве свидетеля) в деталях рассказывает Гамлету о событии.

Меня змея ужалила. Датчане

Бесстыдной ложью введены

в обман.

Когда я спал в саду

В свое послеобеденное время,

В мой уголок прокрался

дядя твой

С проклятым соком белены

во фляге...

Зададимся вопросом: может ли спящий человек увидеть, как к нему подкрадывается другой человек? Нет, конечно! А вот внимательный свидетель (со стороны) способен увидеть, запомнить и по команде передать информацию. Эта информация и нужна актеру, играющему Призрака.

Когда (по плану Горацио) должен быть разыгран маскарад? Только после женитьбы убийцы на Гертруде и коронации Клавдия. Поэтому – два месяца ожидания.

Они прошли, и операция подходит к завершающей стадии.

Вернемся в пьесу и посмотрим, как мнимый Призрак появляется на людях и как Горацио «подводит» к нему Гамлета. Первый вопрос Горацио к Призраку:

Кто ты, без права в этот час

ночной

Принявший вид, каким

блистал, бывало,

Похороненный Дании монарх?

Почему «без права»? Потому что актер, играющий привидение, не королевских кровей. Горацио в курсе этого, но разыгрывает допрос Призрака перед кем-то из своих (видимо, не вполне осведомленных) спутников. Почему «принявший», а не «имеющий» вид? Духу короля нет надобности принимать вид короля – этот вид у него и так есть. Потому что актер действительно лишь принял вид, чтобы все (и в первую очередь Гамлет) поверили в достоверность явления. И Марцелл, кажется, верит:

М а р ц е л л:

А с королем как схож!

Г о р а ц и о:

Как ты с собой.

И в тех же латах, как в бою

с норвежцем,

И так же хмур, как

в незабвенный день,

Когда при ссоре с выборными

Польши

Он из саней их вывалил на лед.

На роль Призрака Горацио подобрал хорошего актера, сумевшего воплотиться в короля абсолютно. Для пущей убедительности обязал артиста облачиться в королевские латы и надеть шлем с поднятым забралом – тень от забрала (в лунную или звездную ночь) хорошо скрывает лицо. Это на всякий случай.

Марцелл, видимо, не вполне уверенный, что перед ним действительно Призрак, а не человек, переодетый в Призрака, после крика петуха и сомнительной команды Горацио «Держи его!» вопрошает: «Ударить алебардой?» (в переводе М. Лозинского, далее – МЛ: «Ударить протазаном?»). Как ударить привидение? Нематериальный объект? Человека – можно. На что Горацио отвечает: «Бей, если увернется». Как это – бей? Духа короля? Актера – можно. Горацио либо случайно проговаривается, либо иронизирует, либо провоцирует реплику «прозревающего» Марцелла, еще не вполне поверившего в Призрак:

Ушел!

Мы раздражаем царственную

тень

Открытым проявлением

насилья.

Ведь призрак, словно пар,

неуязвим,

И с ним бороться глупо

и бесцельно.

Как уходит Призрак?

Он стал тускнеть при пенье

петуха. (БП)

Он стал незрим при

петушином крике. (МЛ)

Онъ вдругъ исчезъ при крике

петуха. (АК)

Утверждения «стал тускнеть», «стал незрим» (то есть невидим), «вдруг исчез» (особенно «вдруг исчез») говорят о том, что актер, игравший Призрака, так мастерски ушел в тень (от башни Эльсинора, дерева или еще чего-то) и «растворился» в ней, что у некоторых зрителей возникло ощущение, будто Призрак потускнел и растворился в воздухе. Точный перевод этой строки покажет, как именно Призрак ушел.

Как же реагирует Гамлет на рассказ Горацио и Ко о явлении (здесь и далее – по БП)?

Отцовский призрак в латах!

Быть беде!

Обман какой-то...

Гамлет сразу называет рассказ обманом (как известно, первая реакция – самая верная)! Но все же выходит в ночь на встречу с Призраком.

В нужный момент – Горацио рядом. Сначала указывает Гамлету на явление: «Смотрите, принц, вот он!» А затем – что невероятно для человека – разъясняет «другу» действия Призрака-привидения:

Он подал знак, чтоб вы с ним

удалились,

Как будто хочет что-то

сообщить

Вам одному.

«Удалились», «сообщить», «одному» – это слова внушения, которые произносит человек, добивающийся определенной цели. А именно – в мистической атмосфере ночи, от сверхъестественного существа, терзаемый сомнениями, возмущенный быстрой свадьбой матери и дяди-убийцы сын должен узнать правду (свидетельские показания) о смерти отца. И получить команду к мщению.

Невооруженным глазом видно, что Горацио «работает» по утвержденному сценарию, «ведет» Гамлета. Как, собственно, и в других ключевых сценах истории.

Призрак рассказывает Гамлету о преступлении. Но в его рассказе есть штрих (видимо, Шекспир посчитал необходимым дать проницательному читателю ключ к дешифровке образа), который позволяет усомниться в призрачности Призрака. Рассказ ведется (начинается и завершается) от первого лица:

Я дух родного твоего отца,

На некий срок скитаться

осужденный... (так – вначале)

Так был рукою брата я во сне

Лишен короны, жизни, королевы (так – в конце).

Но в середине:

Отмсти за подлое его убийство («его» – то есть отца).

Почему не «Отмсти за подлое мое убийство»? Почему отец об отце (о себе) говорит от третьего лица? Актер, играющий Призрака, случайно проговаривается? А затем исправляется?

Как бы там ни было, цель Горацио достигнута: Гамлет потрясен до глубины души. Не заметил шероховатостей игры.

Вот каким его (после встречи с привидением) видит Офелия:

Я шила. Входит Гамлет,

Без шляпы, безрукавка пополам,

Чулки до пяток, в пятнах,

без подвязок,

Трясется так, что слышно,

как стучит

Коленка о коленку, так

растерян,

Как будто был в аду и прибежал

Порассказать об ужасах геенны.

А чуть позже Гамлет был

таким:

Разжал ладонь, освободил мне

руку

И прочь пошел, смотря через

плечо.

Он шел, не глядя пред собой,

и вышел,

Назад оглядываясь, через дверь,

Глаза все время на меня уставив.

Можно попасть в дверной проем (не в косяк или даже – в стену), не видя, куда идешь? Можно. Как сейчас сказали бы – находясь в состоянии аффекта. Один из признаков этого состояния – двигательные автоматизмы (стереотипии). Когда тело человека без команды сознания действует так, как действовало уже не раз. На автомате. Ориентируясь в пространстве не с помощью зрения. Глаза в подобном состоянии могут видеть не то, что перед ними.

Гамлет эту возможность демонстрирует еще раз в сцене с королевой, после спектакля приезжей труппы.

Но сначала о спектакле. Зачем он потребовался Гамлету? И Шекспиру?

Гамлету – чтобы реализовать третий основополагающий принцип криминалистики: «Ищи подтверждений». Проверить (подтвердить или опровергнуть) информацию, полученную от Призрака. Что-то не позволяет принцу поверить сказанному «на слово». Может быть, та «осечка», которую мы тоже заметили.

Оставшись наедине с самим собой, Гамлет говорит:

Но может статься,

Тот дух был дьявол. Дьявол мог

принять

Любимый образ. Может быть,

лукавый

Расчел, как я устал и удручен,

И пользуется этим мне

на гибель.

В другом месте, инструктируя Горацио перед спектаклем, Гамлет говорит так:

... либо этот призрак

Был демон зла, а в мыслях

у меня

Такой же чад, как в кузнице

Вулкана.

Спектакль, по сути, реализация четвертого (по нашему счету) принципа криминалистики: «Ищи саморазоблачения». Спектакль – это провокация (в нашей истории удачная) главного подозреваемого на действие, подтверждающее его преступление.

Это для Гамлета. Шекспиру спектакль нужен для того, чтобы еще раз напомнить проницательному читателю (зрителю) о принципе: «Не верь глазам своим». Подтолкнуть к поиску скрытых смыслов пьесы, к разгадыванию авторской загадки. Ведь жизнь – игра, и люди в ней – актеры. А жизнь на сцене – игра вдвойне, втройне...

Вернемся к Призраку. В очередной (последний) раз он является Гамлету после спектакля, в спальне матери-королевы. Зачем является? Чтобы приструнить рьяного обличителя и в какой-то мере защитить свою бывшую, любимую жену от обличений.

Но что интересно? Если во время первых явлений Призрака видели все участники событий: Бернардо, Марцелл, Горацио, Гамлет, то в покоях королевы его видит только принц.

К о р о л е в а

С кем говоришь ты?

Г а м л е т

Как, вам не видать?

К о р о л е в а

Нет. Ничего. Лишь то, что

пред глазами.

Г а м л е т

И не слыхать?

К о р о л е в а

Лишь наши голоса.

Г а м л е т

Да вот же он! Туда, туда

взгляните:

Отец мой, совершенно как

живой!

Вы видите, скользит и в дверь

уходит.

К о р о л е в а

Все это плод твоей больной

души.

По части духов белая горячка

Большой искусник.

Что же произошло? Изменилась природа Призрака? Почему Гертруде его не увидать? Потому, что его нет в спальне. Потому, что Горацио не смог организовать проникновение переодетого в Призрак актера в покои королевы. Ведь в этом случае его нужно было бы не только привести, но и незаметно вывести из замка – риск разоблачения очень велик. Это не прогулка под стенами, в ночной темноте.

Но тогда встает вопрос: кто же говорил с Гамлетом? Кому принц отвечал? Ответ – Призраку! Но не реальному (актеру в образе), а воображаемому (образу в уме). Условия театра, принципы шекспировской драматургии позволяли одним именем называть разных персонажей. Но, назвав именем Призрак двух героев пьесы, Великий бард и здесь встал на сторону зрителя (читателя). Перед явлением «второго» Призрака вложил в уста королевы подсказку:

Гамлет, перестань!

Ты повернул глаза зрачками

в душу...

Уильям Шекспир предварил явление «второго» Призрака пояснением, что явится он не во внешний мир (видимый всеми), а внутри «наэлектризованного» событиями, возбужденного, гиперчувствительного Гамлета (и будет видим и слышим только им). По терминологии Натальи Гранцевой, здесь мы наблюдаем не действие, а «образ действия». Не героя – лишь образ героя!

Нам остается ответить на вопрос: почему ж принц Гамлет, едва став на мгновение королем, отдает свои владения врагу? Почему перед смертью Гамлет «практически предает дело отца», отдавая свой голос Фантибрасу? Ответ в словах Призрака. Ведь он, наставляя Гамлета на месть, говорит вполне определенно:

Не дай постели датских

королей

Служить кровосмешенью

и распутству!

В какой момент происходит передача власти? Когда мертвы датский король и датская королева, когда единственный, бездетный наследник датского трона при смерти... Когда в «постель датских королей» на законных основаниях просто некому лечь. А ее незаконное использование (какими-нибудь безродными датчанами) будет распутством. В этой ситуации норвежский принц, человек королевских кровей – единственное лицо, удовлетворяющее наказу Призрака.

К такому финалу спецоперации и шел планомерно и неустрашимо боец невидимого фронта, специальный агент специальных служб Норвегии – Горацио. Воздадим ему должное.

К такой неожиданной версии, отрицающей всякую мистическую составляющую мирового шедевра Уильяма Шекспира и утверждающей, что, по замыслу автора, таинственный Призрак – это всего лишь актер в маске, мы бы не пришли, не окажись в нашем распоряжении вдохновенных предположений Бориса Акунина и Натальи Гранцевой.

Им – наша благодарность!

Санкт-Петербург

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
656
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1343
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1175
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2233

Другие новости