Чулпан Хаматова вжилась в образ
Беллы Ахмадулиной еще во время работы над сериалом «Таинственная страсть». Фото Анны Беляковой |
На Новой сцене «Мастерской Петра Фоменко» состоялся вечер «Стихотворения чудный театр…», посвященный 80-летию со дня рождения Беллы Ахмадулиной. В фойе театра гостей встречали акварельные лики Беллы, написанные ее мужем, художником Борисом Мессерером с огромной, пронизывающей сердце любовью. (Интервью с Борисом Мессерером читайте на стр. 10)
Как только в зале погас свет, занавес озарила проекция: под лирическую пьесу Эдварда Грига «Одинокий странник» перед зрителями стали возникать по букве, по слову строки словно из-под пера самой Беллы. Музыка плавно переросла в голос поэта – зазвучала архивная запись стихотворения «Я вас люблю, красавицы столетий…» в авторском исполнении. Это чувство постоянного присутствия Беллы не покидало до конца всего действа, режиссером-постановщиком которого стал Иван Поповски.
И вот тюлевый, нежно-кружевной туман занавеса рассеивается, и под легкую игру на фортепиано сцена превращается в уютное пространство дачи, где «оранжевый, большой, по прозвищу мещанский –/ волшебный абажур сиял что было сил», деревянные стулья с резными спинками, нотные пюпитры.
«Вот вам роман из жизни дачной./ Он начинался в октябре,/ когда зимы кристалл невзрачный/ мерцал при утренней заре./ И тот, столь счастливо любивший/ печаль и блеск осенних дней,/ был зренья моего добычей/ и пленником души моей», – открыла чтения актриса Катерина Васильева.
Строки Беллы звучали в исполнении ведущих актрис Театра Петра Фоменко – Полины Агуреевой, Веры Строковой, Серафимы Огаревой, Галины Кашковской и Екатерины Смирновой. Также на сцену выходили Чулпан Хаматова и Александра Куликова. И каждый раз перед публикой, близкими, родными, друзьями и поклонниками таланта Беллы появлялась то нежная и трогательная, то восторженная и озорная, то медитирующая и задумчивая фигура. Разные образы, разные периоды жизни Беллы словно пролетели перед глазами. «Белла была сегодня здесь», – заметила одна из зрительниц.
«Как долго я не высыпалась,/ писала медленно, да зря./ Прощай, моя высокопарность!/ Привет, любезные друзья!/ Да здравствует любовь и легкость!/ А то всю ночь в дыму сижу,/ и тяжко тащится мой локоть,/ строку влача, словно баржу», – вошла Чулпан Хаматова на «дачные» подмостки «Мастерской». По ходу «Описания обеда» актриса сняла свои туфли на высоком каблуке и спустилась ближе к зрителям босиком, чтобы рассказать в характерной ей доверительной манере про «одну из сред, когда меня позвал к обеду сосед-литературовед».
Воспоминаниями о Белле Ахмадулиной поделился ее муж, художник Борис Мессерер: «Многие рассказы Беллы гибли на моих глазах. Какое душераздирающее ощущение знать, что все это никто не услышит… Возникал этический вопрос, как записывать. Ведь нельзя держать все время диктофон под столом, я стал открыто класть перед Беллой. Она совершенно не реагировала, настолько ее переполняло чувство. Это литературный дар, вулканическое извержение слов, не имеющие преграды».
В рамках вечера пианист Алексей Гориболь представил фортепианную пьесу «Bella», написанную московским композитором Сергеем Ахуновым специально для этой программы. Также прозвучал вокальный цикл Микаэла Таривердиева на стихи Ахмадулиной в исполнении ведущей солистки Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Натальи Петрожицкой (сопрано) и Алексея Гориболя. В конце вечера ветер слегка всколыхнул черные платья и накидки чтиц, а в освещенный на сцене круг сверху посыпались белые гвоздики.
«Это было элегантно», – сказала о прошедшем вечере сестра Бориса Мессерера – Наталья. В зале зазвучали аплодисменты тех, кто любил и любит Беллу, тех, кто знает и хочет знать ее стихотворения наизусть.