0
2047
Газета Интернет-версия

16.03.2017 00:01:00

Террор-мороз и волна-оттепель

Тэги: искусство, оттепель, шестидесятые, стругацкие, ноосфера, гоголь, правозащитники, мосх, кино, эстрада, дрезденская галерея


8-13-12_t.jpg
Юрий Герчук. Эффект присутствия.
– М.: Арт-Волхонка, 2016. – 416 с.

Юрий Герчук – искусствовед, художественный критик, автор нескольких монографий и множества публикаций по истории искусства. Плодотворно работавший с 1950-х по нулевые годы, он ушел из жизни в 2014-м. Тексты для книги «Эффект присутствия» собрала его дочь – художник и критик Елена Герчук. Сюда вошла работа «Искусство оттепели», а также несколько прозаических произведений. Название сборнику дала одноименная повесть, тематически напоминающая произведения Стругацких. Она рассказывает о фантастическом институте ноосферы, сотрудники которого могут в своем сознании переноситься в другие времена. То, что именно эта работа дала название сборнику, понятно –  все вошедшие в книгу тексты строятся вокруг 1960-х, воссоздают атмосферу того времени и дают не только картину культурной жизни эпохи, но и личный взгляд. Так, в сборник вошел мемуарный отрывок «Друзьям, которых нет», в котором Герчук вспоминает о Юлии Даниэле и Андрее Синявском. На фото из личного архива, – пока еще веселая компания друзей, двое из которых через четыре года будут осуждены.

Раздел с повестями проиллюстрирован карандашными рисунками Герчука, быстрыми блокнотными зарисовками, придающими текстам ощущение дневниковых заметок. Повесть «Самокрилый ящик», рассказывающая анекдотическую историю о фальшивом документе, который студенты-историки подсунули своему профессору, а также «Памятник» – сложно составленный текст о памятнике Гоголю со множеством отсылок и аллюзий, были написаны в 1960-е. Неидеальные с литературной точки зрения, между тем эти тексты – плоды своего времени. Как пишет Елена Герчук, они обсуждались на той же кухне, что и работы Даниэля и Синявского, но опубликованы не были. Это не избавило Герчука от неприятностей: он участвовал в правозащитных акциях, подписывал петиции и письма в защиту несправедливо преследуемых соплеменников, за что был понижен в должности и чуть не исключен из МОСХ. Эта та часть истории оттепели, про которую сегодня  забывают – на волне тотальной моды на 1960-е это время кажется безоблачным, почти идеальным периодом свободы и надежды на будущее. То, чего так не хватает в сегодняшней России, когда общество ощущает все большее давление со стороны власти.

И все же повести – скорее дополнение к центральной работе «Искусство «оттепели». Появление этой публикации сегодня как никогда кстати – интерес к той эпохе становится в последние пару лет важным культурным и интеллектуальным трендом. Осмыслить культуру 1960-х Герчук задумал давно, первые заметки начал делать еще с 1970-х, но только в 1990-е, когда изменилась политическая ситуация, стало возможным создать серьезный труд. Эта работа одновременно отражает взгляд шестидесятника, связанного с оттепелью, и исследователя, отстраненного от той эпохи на 30 лет. В центре внимания Герчука – не столько оставленное оттепелью художественное наследие, сколько сам процесс, путь, пройденный культурой за это время. Как пишет сам автор, его больше всего интересовал «дух времени».

Работа начинается с экскурса в послевоенное искусство, созданного в атмосфере террора, «мороза», на фоне которого Герчук затем рассматривает оттепель. Автор рассказывает о формировании новых эстетических критериев поколения, дискуссии о месте искусства в жизни общества, влиянии зарубежной культуры, прежде всего кино, книг, эстрадной песни. Любопытно заглянуть в документ, который Герчук составил после выставки картин из Дрезденской галереи 1955 года, на которой он работал экскурсоводом. Смешные, наивные, а порой и просто глупые вопросы, которые задают посетители выставки, ясно показывают, насколько новый мир привлекал самые разные слои населения. Конечно, в основном объеме книги Герчук рассказывает о самом искусстве, охватывая и официальную живопись, и авангард шестидесятников, скульптуру, станковую графику, искусство книги, которое как исследователь любил больше всего, архитектуру и даже дизайн. Эти работы позволяют ощутить себя на месте событий, прикоснуться к эпохе, которая сегодня волнует все больше людей, и, не впадая в идеализм, оценить ее значение в истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1005
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1650
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1487
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2798

Другие новости