0
5085
Газета Интернет-версия

09.02.2017 00:01:00

Чужая женщина в постели

Тэги: поэзия, эмиграция, россия, израиль, александр блок, осип мандельштам, сионизм


поэзия, эмиграция, россия, израиль, александр блок, осип мандельштам, сионизм Заснеженные поля и реки, подмосковные дали… Фото Екатерины Богдановой

Сборник Наума Ваймана «Рассыпанная речь» – своеобразный инвентаризационный список живых впечатлений и открытий, размышлений и «сердца горестных замет», составленный рукой мастера. Название книжки отсылает нас к вышедшему двумя десятилетиями ранее посмертному томику Михаила Соковнина «Рассыпанный набор». Соковнинские «предметники» органично рифмуются с ваймановскими зарисовками и говорят нам о том, что привычные представления о человеке меняются. Не только душа и тело, но и среда обитания с ее отдельными предметами входят в наше «я». Окружающий мир не просто воздействует на нашу личность, а составляет как бы ее часть. Наш внутренний человек размазан в пространстве, дышит ландшафтом, обращает внимание на нюансы, которые люди, живущие в другом месте, вовсе не замечают.

Первая часть сборника Ваймана написана в России, до эмиграции в Израиль в 1978 году. И здесь мы находим русские пейзажи – заснеженные поля и реки, подмосковные дали, «ветерок с болот». Они не просто окаймляют картинки внутренней жизни, но идут на глубину, помогают автору взглянуть на происходящее с некоторой дистанции: «Пустая дача. Мокрый снег./ В окно стучится ветка ели./ Небес неутомимый бег./ Чужая женщина в постели».

Надо заметить, что в ваймановских текстах медитативные практики неотделимы от прямого и точного изображения предметов и жизненных ситуаций. Он движется в сторону конкретной поэзии, в сторону лианозовцев, хотя с точки зрения поэтики его стихи достаточно традиционны. Вот, к примеру, описание одной встречи в поезде: «Когда мы вышли в тамбур зыбкий,/ Чтоб покурить на сквозняке,/ Хватило ласковой улыбки,/ Прикосновения к руке.// И на одном из перегонов/ Вас просто бросило ко мне/ Под песню скачущих вагонов/ И ветра в выбитом окне».

Мир этой поэзии отчетливо и подчеркнуто маскулинный. Дело и в вулканическом темпераменте автора, и в его ориентации на сугубо мужской разговор. Автор живет реальной жизнью и конкретной поэзией. И все его размышления, вся его философия предельно конкретны. Он не любит «темных» мест, не проявленного прямой речью слова. Для поэзии это, может быть, и не очень хорошо, потому что тянет ее в риторику и публицистику. Но благодаря зову из далей в дали, благодаря блоковским темам (не скажу «мандельштамовским»; Мандельштам, несмотря на исследовательский интерес к нему Ваймана, в стихах возникает редко) горизонт не давит.

Но вот пейзаж меняется. Вайман оказывается в Земле обетованной. И с переменой постоянного места жительства меняется и геометрия его внутреннего «я». На самом деле картинки Израиля могли бы вполне работать в русле старой поэтики. Какая-нибудь зарисовка вроде: «Уже овраги – русла мертвых рек –/ смутили ночи пепельные чары./ Сгоняют псы заблудшие отары/ И первых звезд мерцает робкий снег» – играет примерно такую же роль, как и в российских стихах нашего автора. Но горизонт стал совершенно иным, мажорным. Из брежневского безвременья автор перебрался в героический миф, стал участником событий, меняющих политическую карту мира. И его конкретизм теперь завязан на ценностях сионизма.

книга
Наум Вайман.
Рассыпанная речь.
– М.: Аграф, 2017.
– 144 с.

В простых реалистичных строчках («патруль отправился в объезд», «каменеют солдатские икры на последнем отрезке пути» etc.) чувствуются шаги нового государства. В разделе «Из записок новобранца» мы найдем немало рифм, опаленных огнем сражений: «…Там, перед смертью, словно черти,/ Пьяны от лезвия косы,/ Плясали вычурные смерчи/ Вдоль новой летной полосы».

Автор совсем не боится сильных жестов, пафосной речи, поскольку героика держит и укрепляет его: «Подняв хоругви сионизма,/ Врагу предъявим жерла виз –/ Возобновленная отчизна/ Избавит нас от укоризн».

В последующие десятилетия Вайман неоднократно возвращался к героической истории, переосмыслял ее и даже иногда иронизировал («щель обетованья» можем мы прочитать в поздних стихах). Но, конечно, не только война, но и мир стали темой для творчества поэта. И любовь во всех ее проявлениях зазвучала во весь голос: «Врой меня в эту синь./ Напои половодьем простора…// Ты видишь?/ Я твой/ безраздельно».

Вайман в какой-то момент отказался от регулярного стиха, примерил на себе костюм верлибра. Это видно и по приведенному выше тексту. Но полностью преодолеть ямбо-хореическую зависимость ему не удалось, и он писал то так, то так.

Читать книгу Ваймана интересно. И не только потому, что перед нами разворачивается летопись его отнюдь не заурядной жизни. Любопытно наблюдать, как культурные и природные пространства «входят» в его ментальность, как токи русской и еврейской культуры взаимодействуют между собой и живут в таком, например, отрывке: «Бренчу на гитаре да завываю:/ «Че-рный во-ооран, что ж ты вье-оошься…»/ Внизу/ раскрепощенная мразь/ животворящего зловонья обетования/ сипло орет соседу:/ «Коо-би! Коо-би! Маньяк! Це, це квар, мефагер!»,/ сбивая настрой безысходной российской удали».

Поэт назвал свой итоговый сборник «Рассыпанная речь». Но если пролистать книжку страница за страницей, то эта речь собирается: обозначает место и время. И вычерчивает путь писателя – от русских снежных равнин до Иудейских гор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
868
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1165
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
911
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
746

Другие новости