0
995
Газета Интернет-версия

02.02.2017 00:01:00

ИСПОДЛОБЬЯ: За непрочными стенами

Тэги: краеведение, москва, михаил булгаков, мандельштам, илья ильф, лев толстой, мастер и маргарита, музеи


У некоторых знаменитых писателей в Москве есть Главный адрес. Ко Льву Толстому надо идти в Хамовники, к Достоевскому – в Мариинскую больницу, к Гоголю – на Никитский бульвар. Даже у Пушкина с Лермонтовым (хоть не сохранилось домов, где они родились) есть такие адреса – на Арбате и на Малой Молчановке соответственно.

С писателями, часто менявшими жилье, дело обстоит сложнее. Где главный московский адрес Чехова – на Садовой-Кудринской или на Малой Дмитровке? Оба дома сохранились, там сейчас музеи. С Булгаковым не легче. В квартире на Большой Садовой, чьи стены помнят писателя, давно работает государственный музей. Весной этого года музеефицировали еще одну булгаковскую точку на карте столицы – в доме 35а по Большой Пироговской улице. Правда, и сам дом с 30-х годов капитально перестроен, и стен писательской квартиры как таковых не осталось. Филологи, музейщики и краеведы до сих пор спорят, правомерно ли считать это пространство мемориальным. Вид на медицинский институт, впрочем, сохранился за 85 лет без изменений: врач, ставший писателем, каждый день наблюдал из окон рабочего кабинета своих бывших коллег.

А недавно в одном из музеев Москвы вспомнили еще один дом, где жил Булгаков – в Нащокинском переулке, что между Арбатом и Пречистенкой. В нем писатель работал над «Мастером и Маргаритой», «Театральным романом», пьесой «Батум», здесь он болел и умер. Сам дом снесли несколько десятилетий назад. Но место, где он стоял, обладает определенной аурой. К тому же здесь жили Фурманов, Мандельштам, Ильф, Шкловский… Физическое отсутствие памятника истории тоже может быть культурологическим феноменом. Это понимают создатели выставки «Булгаков. Две биографии», прошедшей недавно в Новом Манеже. Они силами современного дизайна воссоздали последнее жилище писателя, соединив жизненные вехи и метафизику посмертного признания Булгакова. В музейном зале реконструированы планировка и обстановка квартиры в Нащокинском, белые матерчатые перегородки символизируют непрочность стен. Так последний дом Мастера, исчезнувший как городской объект, стал художественной реальностью.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
364
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
467
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
379
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
322

Другие новости