0
5911
Газета Интернет-версия

26.01.2017 00:01:05

Шулер, барыня и генсек

Тэги: москва, краеведение, мясницкая улица, ссср, сталин, гитлер, бассейн москва, храм христа спасителя, манеж, большой театр, евреи, революция, война


москва, краеведение, мясницкая улица, ссср, сталин, гитлер, бассейн «москва», храм христа спасителя, манеж, большой театр, евреи, революция, война Какой же царь не любит Большой театр? Михаил Зичи. Александр II в день своей коронации в Большом театре. Иллюстрация из книги Александра Васькина «Открывая Москву: прогулки по самым красивым московским зданиям»

О Москве пишут многие и много. Книжки Александра Васькина «Открывая Москву: прогулки по самым красивым московским зданиям» и Дмитрия Опарина и Антона Акимова «Истории московских домов, рассказанные их жителями» говорят о городе предельно интимно и подробно. Обе они – о домах и людях. О конкретных зданиях и человеческих судьбах. Васькин, конечно, больше историк и москвовед, а Опарин и Акимов – бытописатели и журналисты. Хотя, разумеется, и Васькин углубляется и погружается в быт, а, например, Опарин – профессиональный историк.

Книжка Александра Васькина рассказывает, перечислим, о Пашковом доме, Большом театре, храме Христа Спасителя (бассейн «Москва»), Английском клубе (Музей революции), Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, дворце московского генерал-губернатора на Тверской (Моссовет, мэрия), Казанском вокзале, усадьбе Царицыно, Манеже и Московском университете на Воробьевых горах. Опарина и Акимова, конечно, интересуют дома попроще, с коммуналками, но быт и судьбы есть везде. Когда в середине позапрошлого века горел Большой театр, ярославский крестьянин Марин спас рабочего, который оказался во время пожара на крыше. Героя наградили 150 рублями и новыми сапогами: «Правда, он мог носить пока лишь один сапог – левый, поскольку правая нога была у него обожжена. Таким он и остался на фотографии – в одном сапоге, а на другой ноге – калоша». А посетители? Ясное дело, всякие там цари и генсеки, но были же и простые москвичи. Некоторые («казенные», для различных специальных посетителей) кресла запирали медным прутом. И что? Выяснилось, что «москвичи не любят разбираться в номерах и садятся на казенные кресла, и если такой москвич хорошо выпил, то уж своего места никак не оставит иначе как со скандалом на весь театр. Бывали случаи, что даже и на запертые таким медным прутом кресла садились и старались прут согнуть ногами, чтоб не мешал сидеть». Потом, спустя годы, конечно, все стало иначе: «Любил ли Сталин музыку? Нет. Он любил именно Большой театр, его пышность, помпезность; там он чувствовал себя императором». А еще вождем и богом. И снесли храм Христа Спасителя, чтобы строить Дворец Советов. А в Берлине Гитлер хотел себе Купольный дворец. И мерились – сначала дворцами, а потом и миллионами людей. Ни тому, ни другому не удались свои дворцы. А вот Хрущев открыл для людей бассейн «Москва». А Сталин воздвигал высотки. Одним из самых великих архитектурных произведений Васькин справедливо считает Казанский вокзал, сравнивает его с «Хованщиной» Мусоргского: «Мусоргский написал оперу о русском разломе, а Щусев сам при нем присутствовал и продолжал создавать свой Казанский вокзал».

Великое сооружение, да, но создано не для жизни. Опарин и Акимов пишут о домах – где именно жили. Никого не удивим мы, если скажем, что старая Москва постоянно меняется. По сути, она менялась всегда – в ногу с государственным строем, политикой, экономикой. О том, сколько исторических зданий уже исчезло с лица столицы, пишут целые тома. Молодые авторы книги «Истории московских домов, рассказанные их жителями» – этнолог и кандидат исторических наук, преподаватель исторического факультета МГУ им. Ломоносова Дмитрий Опарин и фотограф, выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Антон Акимов взялись за интересную и благородную задачу – «запечатлеть время». То есть не просто собрать историко-архивные справки о старинных уникальных домах Москвы, а увидеть историю Москвы XIX–XX веков изнутри этих строений и услышать из уст горожан.

картина
Лестница доходного дома
купца Абдуллы Танеева считается
одной из самых красивых в Москве. 
Иллюстрация из книги
Дмитрия Опарина и Антона Акимова
«Истории московских домов,
рассказанные их жителями»

Все началось с того, что в течение нескольких лет они вели рубрику в журнале – ходили по квартирам, беседовали с жителями, фотографировали внешний вид и интерьеры, сохранившие приметы разных эпох. Не всюду удавалось проникнуть. Не все соглашались на разговор. Иногда приходилось выжидать. Когда рубрика закрылась, авторы продолжили изыскания и в итоге выпустили толстую красочную книгу почти альбомного формата, рассказывающую о 25 жилых (!) московских домах, построенных с XVII века по 1920-е годы. Каждому дому посвящена отдельная глава, в которой помимо исторической справки и архивных документов – живые непосредственные рассказы жителей, старые и новые фотографии. Это те дома, рядом с которыми мы ходим. Те дома, которые пережили не одну перестройку по воле хозяев, по причине национализации имущества были превращены в коммуналки, которые в XX веке населял разный интересный люд, формирующий характер Москвы.

Скажем, в книге описан дом 13, строение 3 по Мясницкой улице. В одном из его подъездов располагается редакция «НГ». Этот дом – бывший дом Серафимы Давыдовой. Тут немало занятных фактов. Что доходный дом был построен по заказу адвоката, мценского помещика и карточного шулера. Что во дворе владения 13 находилась гостиница «Рояль», где останавливались Дмитрий Менделеев, Глеб Успенский, Владимир Гиляровский. Что помимо магазинов электротехники, лавок, где продавались пух, перья и табак, на первом этаже находился винный магазин Автандилова. По рассказу Людмилы Ясиной, жившей в доме в 1970–2000 годы, у них в квартире царил андерграунд – жили общиной, коммуной, вне времени и государства. Все двери были открыты, всегда кто-то приходил в гости, – это была квартира-клуб. Бывший муж Людмилы, Евгений Дайчик, вспоминает смешную историю, как он выдал замуж двоюродную сестру за художника Илью Клейнера: «Я пошел выгуливать собаку, и вдруг из подворотни выходит совершенно пьяный человек, с которым мы тут же подружились и все продолжили. Я его пригласил домой, естественно. Моя сестра произвела на него впечатление. Потом он вернулся, женился на ней и поселился у нас». До недавнего времени в квартире на кухне сохранялись росписи стен и потолков, созданные Клейнером. Дайчик, кстати, общался с поэтом Семеном Кирсановым, жившим на Мясницкой, 17.

картина
А Сталин хотел тут себе храм построить.
Алексей Боголюбов. Вид на храм Христа Спасителя
с Пречистенки в Москве. 1880.
Иллюстрация из книги Александра Васькина
«Открывая Москву: прогулки
по самым красивым московским зданиям»

Идем далее. Дом купца Василия Сиротинина на Покровке в стиле ампир, знаменитый своим мезонином и открытыми галереями, конструктивистское общежитие Коммунистического университета национальных меньшинств Запада им. Ю.Ю. Мархлевского, доходный дом в стиле модерн архитектора Бориса Шнауберта в Хохловском переулке, дома Московского купеческого общества на Солянке, дом писателя Николая Телешова на Покровском бульваре – это лишь малая толика исследованных зданий. На фотографиях – сохранившиеся остатки декора: лепнина, просторные фигурные лестницы с балясинами, старинная резная мебель, оригинальные мозаики, паркетное и плиточное покрытие. Конечно, все это зачастую имеет облезлый, запущенный, потрепанный вид. Конечно, осколки старины соседствуют с колясками, велосипедами, офисными креслами, плитами и электрочайниками. Но, с другой стороны, чувствуешь: не надо превращать это в музей. Ведь вещи, существуя в жилом пространстве, продолжают нести витальную функцию, выполнять, так сказать, свою прямую обязанность.

Что важно, включение в историю здесь происходит предельно живо и объемно: мы видим фотографии, карты-схемы, вспоминаем живой облик домов, соотносим с визуальным материалом рассказы жителей. Рассказы замечательны простой незатейливостью, характерными деталями, иногда печальны, потому что из каждого дома людей увозили в черных воронках, иногда забавны, а порой и трагикомичны. Вот примеры. «Сосед Николай Семенович Оболенский был арестован и отсидел в лагере по обвинению, в которое трудно поверить, – подвела княжеская фамилия, к которой он не имел отношения». «До войны она была барыней, ходила в горжетке, потом у нее всех расстреляли, и она пошла на завод, начала курить «Беломор». «С нами до самой своей смерти в 1982 году жила соседка Соня Левит. Она по ночам страшно кричала, звала на помощь, высовывалась из окна. Не пользовалась ванной, потому что там моются мужчины, – говорила, что это запрещено. Соня несколько лет не видела отца, а когда пришла на вокзал его встречать, с ним неожиданно прямо на перроне случился сердечный приступ. Это так ее поразило, что она сошла с ума». 

Напоследок еще одна цитата. Снова из Васькина. «Пашков дом – истинно московское здание. Знаете почему? Потому что горело».

Увы, точнее не скажешь.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1126
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1354
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1621
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1174

Другие новости