Детская книжка Осипа Мандельштама
«Кухня» последний раз была продана на аукционе Christie’s в 2014 году за 59 000 у.е. Иллюстрация из книги |
Автор-составитель этой книги – Михаил Сеславинский, глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, известный также как авторитетный библиофил и увлеченный собиратель книжных редкостей. А инициалы вместо имени на обложке и в выходных данных – это вовсе не конспирация и не кокетство, а дань памяти и уважения культовому библиофилу прошлого, Николаю Березину (1866–1938), подписывавшему свои работы литерами Н.Б. и под этими инициалами известному в кругах любителей редких книг.
Библиофилы – это целая субкультура, со своими законами, традициями и, похоже, со своим фольклором. Вот каким эпиграфом предваряет свою работу Михаил Сеславинский: «Н.Б., бессонница и книги в два ряда./ Я список редкостей прочел наполовину…»
Да, у каждого своя бессонница. И многие любители редкой российской книги проводили ее с книгой Николая Березина «Русские книжные редкости. Опыт библиографического описания редких книг с указанием их ценности». Первая часть книги вышла в Москве в 1902 году и содержала описания 691 книг. Несколько позже было издано дополнение в виде второй части, в которой была информация еще о 361 изданиях. Итого – 1052 редкие книги. Об этом рассказывает в предисловии к своей кнгиге Михаил Сеславинский.
С тех пор подобных справочников для собирателей книжных редкостей не выходило. А необходимость в сообществе библиофилов чувствовалась.
М.С. Русские книжные
редкости ХХ века: 333 избранные книги. Вступ. ст., сост. М.В. Сеславинский. – М.: Пашков дом, 2016. – 381 стр. |
«Сейчас, когда прошло уже более 15 лет по завершении предшествующего столетия, – пишет Сеславинский, – вполне возможно без спешки и суеты задать вопрос об актуальности создания аналогичного каталога редких книг ХХ века».
Работа эта отчасти была коллективной – многие вопросы по включению той или иной книги принимались коллегиально в кругу библиофилов…
Среди редкостей: книги, выпущенные во время Гражданской войны на территории, подконтрольной Белой армии; книги, изъятые и уничтоженные из-за того, что в них упоминались деятели революции, позднее репрессированные; книги, часть тиража которых была раскрашена автором вручную…
Отдельное направление – детская книга. А к ней у Михаила Вадимовича особое пристрастие, ведь в 2011 году он выпустил книгу «Гирлянда из книг и картинок: детское чтение в дореволюционной России». Дети не отличаются аккуратностью по отношению к источнику знаний, и вот, к примеру, «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» Аркадия Гайдара хоть и вышла в 1933 году тиражом 50 тыс. экземпляров, сейчас на антикварно-букинистическом рынке фактически не встречается. А книжки-раскраски? Их почти все давно раскрасили дети, лишь отдельные экземпляры сохранили коллекционеры.