Александр Силецкий.
Золотые времена. – Иерусалим: Млечный путь, 2016. – 362 с. |
Эта книга должна была бы выйти в середине 80-х годов… Александр Силецкий – один из самых недооцененных авторов так называемой четвертой волны советской фантастики. Это поколение писателей, которые провозгласили своим творческим кредо: сделать из фантастики литературу. Они оттачивали мастерство на ежегодных всесоюзных семинарах и на локальных в своих городах, но публиковались крайне редко.
Вот и эта книга должна была бы выйти 30 с лишним лет назад, но, конечно же, выйти тогда не могла. Ну какой редактор в те годы пропустил бы такую гремучую смесь из гротеска, сатиры, абсурда и черного юмора? Сатира в те годы позволялась лишь на бытовом уровне. А Силецкий, следуя эстетике своего любимого Салтыкова-Щедрина и развивая ее в ХХ веке, вывел недальновидных, но жадных чиновников, их подхалимов, мошенников, а также самовлюбленных дураков всех мастей на космический уровень. Дурак – он и в космосе дурак. Получилось очень узнаваемо.
Эта книга могла выйти в начале 90-х… Тогда появились его первый сборник рассказов «Тем временем где-то…» и роман «Питомник для мух» в коллективном сборнике. Но в то время его ритмизованная философская проза не пришлась ко двору, а до сатиры дело не дошло вообще.
Последние два десятилетия потомственный москвич Силецкий живет в Беларуси, в Минске. Он подновил свои старые произведения, и они постепенно начали выходить в печати. Небольшими, конечно, тиражами, но все же… Вышли его философские романы, дошло дело и до сатиры. Однако она вышла не в Беларуси и не в России, а в Израиле. И оказалось, что все написанное три с лишним десятилетия назад совсем в другой стране, которой уже и нет, по-прежнему злободневно и все так же вызывает смех. Так же, как жуткий абсурд Франца Кафки сильно пережил времена Австро-Венгерской империи.
Но Силецкий не жуток, он весел. Он смеясь прощается с прошлым, но оно все не уходит и не уходит…
Основу книги составили одноименный роман и повесть «Достойное градоописание». Последнее произведение особенно четко отсылает читателя к Салтыкову-Щедрину. Эти тексты предельно афористичны и наполнены культурными и социальными аллюзиями.
«Еще настырный Диоген, бывало, громко и прилюдно сокрушался: «Земля ойкуменная – истинно колыбель человеческая, но не можно оному в колыбели вечно жить, ибо – срам», и потому переселился в бочку.
Другой бедовый природоиспытатель, душка Циолковский, по случайности познавши диогенову премудрость, выражался постоянно в том же духе; тем не менее в бочку сам не полез, но зато придумал, как ее не без изящества надставить сверху в точности такими же и – запустить ко всем чертям.
Так человек познал свою дорогу в космос».
Завершают книгу несколько рассказов и миниатюр.
«Один ученый сделал великое открытие, но объяснить не смог. И никто не смог.
– Вот неуч!.. – хихикали завистники».
Вот примерно так и с этими произведениями.