0
2636
Газета Интернет-версия

01.12.2016 00:01:00

Мы – самая пишущая страна

Тэги: интервью, дмитрий быков, русофилы, либералы, политика, сми, виктор ерофеев, фэнтези, бестселлер, николай рубцов, россия


161201-7-4-T.jpg
Игорь Панин. 101 разговор с Игорем
Паниным.
– М: У Никитских ворот, 2016. – 460 с.

Когда Игорь Панин на протяжении ряда лет публиковал на своей страничке на www.livejournal.ru интервью, которые он брал у писателей, деятелей культуры и даже политиков, это было довольно познавательно. Но ведь не все регулярно читают социальные сети, да и не всегда наткнешься в ленте на то, что хотел бы увидеть. Все знали, что Панин частенько берет интервью, работая в разных изданиях, но об истинных масштабах его деятельности в этом жанре четкого представления не было. Оказывается, количество таких бесед давно перевалило за сотню. Только в этой книге – 101 опубликованная в СМИ беседа, а на своей странице в Facebook Панин признается: «Собственно, эта книга могла бы называться и «111 разговоров», и «121», да хоть «151». Многое сюда не вошло, иначе пришлось бы выпускать двухтомник…»

Остается только позавидовать работоспособности автора. Конечно, подобные сборники бесед не редкость на книжном рынке. Их выпускали, к примеру, и Дмитрий Быков, и Захар Прилепин, только гораздо меньшего объема. В книге Панина – 460 страниц плотного убористого текста с маленькими полусантиметровыми полями. Но даже так не удалось полностью втиснуть туда 101 интервью: некоторые даны в сокращении. Вообще нужно отметить одну тенденцию. Жанр интервью вышел в ХХI веке на новый уровень. Раньше трудно было себе представить поэта или прозаика, который берет столько интервью у других авторов. А сейчас это норма. И работают в этом жанре порой довольно успешные авторы, как те же Быков и Прилепин. В результате получается не просто интервью в стиле «Расскажите, пожалуйста, о ваших творческих планах», а живой диалог авторов, понимающих друг друга с полуслова, а порой даже спорящих. В книге Панина все это есть. Он, будучи отличным поэтом, тонко чувствует слово и знает, когда и в каком контексте оно должно быть произнесено.

Ну и состав собеседников, конечно, внушительный. Тут вам и патриоты (Эдуард Лимонов, Александр Проханов, Захар Прилепин, Сергей Шаргунов), и либералы (Александр Кабаков, Виктор Ерофеев, Дмитрий Глуховский), и писатели с периферии, не очень знакомые широкой публике, но от этого не менее интересные, а также те, кого уже сейчас принято относить к классикам: Валентин Распутин, Юрий Бондарев, Евгений Рейн. А сколько еще здесь любопытных лиц – будь то Людмила Дербина, поэтесса и гражданская жена Николая Рубцова, когда-то осужденная за его убийство, или автор фэнтези-бестселлера «Волкодав» Мария Семенова. Панин, кажется, почти объял необъятное, умудрившись собрать в одной книге столько значительных и таких различных между собой людей. Казалось бы, какое отношение имеет к литературе вице-премьер Дмитрий Рогозин, интервью с которым вы также обнаружите под обложкой? Панин в своем предисловии сообщает, что сюда вошли беседы с теми, кто является автором книг или статей. «Мы, может, уже не самая читающая страна, но самая пишущая – точно», – заключает он.

161201-7-5-T.jpg
Трудно представить Пущина, берущего
интервью у Пушкина. Николай Ге.
Пушкин в селе Михайловском. 1875.
Харьковский художественный музей

И надо сказать, беседа с Рогозиным не выпадает из общего ряда. Напротив – она интересна. Как интересен и этот немаленький том в целом. Из книги мы узнаем, что известный историк моды Александр Васильев считает себя патриотом и славянофилом, поражаемся словам упомянутой выше Людмилы Дербиной, утверждающей теперь, что она не убивала Рубцова. Мы понимаем, за что был застрелен Олесь Бузина, читая его мнение о русофобии на Украине, изумляемся русофильству израильского публициста и общественника Авигдора Эскина, который ратует за усиление «русского фактора» в России. Здесь не только о русской литературе – тут разговор о России как таковой. Здесь, конечно, и о политике, потому что литературу от нее сейчас трудно отделить. И очень часто бывает так, что менее известный и раскрученный писатель ведет диалог интереснее, чем «литературная звезда». Благодаря этому узнаешь новых авторов, знакомишься с их воззрениями, хочешь прочесть их книги.

Нужно отдать должное Панину – он умеет разговорить собеседника и завести его с полоборота. Да и сам он великолепно отвечает на вопросы (в книгу вошли пять интервью, где уже Панину задают вопросы писатели). Но есть и плохие новости. Панин заявил, что «смертельно устал» от интервью, и закрывает для себя эту тему навсегда. Время покажет, насколько сбудутся его слова. Но неплохо хотя бы то, что перед «уходом из жанра» он все-таки выпустил эту книгу. Я лично прочитал ее с интересом. Чего и вам советую сделать.          


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1236
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
865
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
419
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
585

Другие новости