0
1458
Газета Интернет-версия

24.11.2016 00:01:00

Песни испанского короля

Тэги: музыка, история, средние века, испания, церковь, византия, религия, англия, августин блаженный


книга
Исторический атлас
средневековой музыки
/Пер. с итал. и ред.
 С.Н. Лебедева.
– М.: Арт-Волхонка, 2016.
– 288  с.

Без вдумчивого изучения средневековой музыки нельзя осмыслить культуру той эпохи, утверждают создатели книги. В числе ее авторов – авторитетные историки, музыковеды из разных стран Европы. «Исторический атлас средневековой музыки» – не просто иллюстрированный сборник научно-популярных статей. Это скорее путеводитель по малоизвестному для российских читателей миру. Хронологический диапазон книги – от II до ХIV века, географический охват – от Англии до Византии, от Испании до Египта. Здесь много карт, схем, таблиц, справочной информации. Немногие слышали средневековые хоралы или гимны, но созданные для их исполнений соборы сохранились, в них и сегодня звучит музыка тех давних времен. Изображения музыкантов и слушателей можно увидеть на книжных миниатюрах, в скульптуре и мозаике. О музыке упоминают писатели и летописцы. Духовная и светская музыка Средневековья стала основой для создания музыкальной культуры Нового времени. Книга позволяет обратиться к истокам современной музыкальной культуры, увидеть, «как все начиналось».

Хотя начиналось все еще в античности. «Знание о музыке у греков было важной составной частью культурного образованного человека… Со II века изображения музыкальных инструментов и мифологических сюжетов с музыкальными мотивами – особенно Орфея, Диониса, Пана и сирен – были в числе излюбленных», говорится в атласе. Античные артефакты сохранили изображения крылатых амуров с духовыми инструментами. Но от тех времен не сохранилось нотных записей. Лишь манускрипты раннего Средневековья дают приблизительное представление о том, что за музыку исполняли древние греки и римляне. Постепенно стала выделяться христианская музыка. Ее записывали, тиражировали, распространяли по всем епархиям и приходам. Церковь заботилась о единообразии исполняемой в храмах музыки, о ее соответствии единому утвержденному канону. Во многом благодаря усердию переписчиков нотаций (нотных листов) мы сегодня знаем мелодии тысячелетней давности. А вот светская музыка, сочинявшаяся тогда для придворного развлечения, не записывалась и поэтому почти не дошла до нас. Век ее был короток, и церковь ее не одобряла. Даже инструментальную музыку долгое время священники недолюбливали, считая ее небогоугодной забавой простонародья. Кроме того, существовали фольклорные импровизированные песни жителей городов и деревень: «Эта музыка жила лишь в устной традиции, и сегодня никто о ней больше не вспоминает».

В книге отражены самые разные аспекты средневековой музыки. Здесь воспроизведены нотные рукописи ХII–ХIII веков, по которым сегодня можно исполнять аутентичные мелодии. Рассказано о специфике средневековой церковной архитектуры, учитывающей акустику. Размер и планировка зданий храмов, композиция интерьера – все было нацелено на «смысловое вовлечение» прихожан в музыкальное действо. Не только звуки, но сама атмосфера собора создавала определенную возвышенную атмосферу. Романскую церковь авторы книги называют «колыбелью григорианского хорала». Архитекторы современных храмов и светских концертных залов используют акустический опыт своих средневековых предшественников.

Музыка в то время была поистине сакральной сферой, о ней писали философы и поэты. Боэций в VI веке трактовал музыку в пифагорейском духе как математическую дисциплину. Авторы атласа напоминают, что первый оригинальный теоретический труд о музыке написал византийский философ и монах Михаил Пселл в ХI веке. Работы «О музыке» и «Толкования псалмов» создал Блаженный Августин. Ученый и музыкант Гвидо Аретинский разработал модель музыкальной педагогики, не потерявшей актуальности и сегодня, спустя почти тысячу лет. «Церковные распевы – эхо духовных песнопений, внушенных ангелами пророкам и святым», – утверждал Дионисий Ареопагит. А ученый Якоб Льежский прямо говорил, что музыка охватывает все сущее.

Важнейший источник для изучения музыкальной иконографии Средневековья – книжная иллюстрация. Что не сохранилось в виде нот, уцелело в образах графических миниатюр. В Утрехтской Псалтири «библейские сцены с танцорами и музыкантами выписаны живо и естественно». (Псалтерий – это струнный инструмент типа небольшой арфы.) В испанском песеннике, включившем сочинения короля и поэта Альфонсо Х Мудрого, каждый раздел предварен роскошной миниатюрой. На одной из них, разумеется, – портрет короля.

В книге можно отыскать даже материал о целительных свойствах средневековой музыки (на примере госпиталей Англии). Чудесные звуки врачевали тело и душу, приводили в восхищение слушателей и заставляли трепетать их сердца. Сегодня редко где можно услышать живое исполнение этих мелодий. Но отличные тексты и иллюстрации атласа, кажется, доносят до нас подлинную музыку Средневековья.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1093
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1546
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1896
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1314

Другие новости