0
4870
Газета Интернет-версия

15.09.2016 00:01:05

Выпь и писательские жены

Тэги: литературный процесс, фестивали, ясная поляна, лев толстой, проза, поэзия, владимир толстой


литературный процесс, фестивали, ясная поляна, лев толстой, проза, поэзия, владимир толстой На паломничество в Ясную Поляну собрались люди разных возрастов и национальностей. Фото Александра Плякина

Яснополянские писательские встречи прошли в усадьбе Льва Толстого в 21-й раз. Все началось еще в 90-е, когда советник президента по культуре и искусству Владимир Толстой, бывший тогда директором «Ясной» вместе с писателями Владиславом Отрошенко и Анатолием Кимом, придумал ежегодно собирать в легендарном имении литераторов, философов, литературоведов для совместных докладов и дискуссий, прогулок и застолий. И это в ту пору, когда расхождение между «либеральным» и «почвенническим» лагерями были колоссальны, а вражда нестерпимой. И все же Ясная Поляна с ее яблочным гостеприимством примирила всех, и молчаливая нерукопожатность уступила место диалогу и цивилизованному разногласию. С тех пор здесь выступают и гостят не только русские (от Распутина до Киреева, от Бондаренко до Иличевского), но и зарубежные авторы. К примеру, лет шесть назад я случайно встретила здесь  прозаика-лондонца, Тибора Фишера, а в этом – частую гостью встреч, итальянскую славистку Габриэллу Импости (всех не перечислишь, конечно).

На 188-й день рождения Льва Николаевича писательский сход совпал с театральным фестивалем «Толстой Weekend», и после заседания в Доме Волконского мы смотрели спектакли («Крейцерова соната» МХТ, «Русский романс» Театра Наций, «Анна Каренина. Lecture» Театра у Никитских ворот и т.д.), укрывшись пледами, прямо под открытым звездным небом, в двух шагах от главного барского флигеля. У актеров шел пар изо рта, пение их сопровождалось криками лесной яснополянской выпи, а сцене в поезде из «Крейцеровой» вторил далекий железнодорожный гудок с Козловой Засеки.

Весь этот праздник культуры случился благодаря многочисленным устроителям, но главное, директору усадьбы Екатерине Толстой. Кстати, в первый день ММКВЯ ей через Владимира Толстого передали награду из Москвы: проект «Весь Толстой в один клик» был отмечен как «Книга года» в номинации «Электронная книга». Куратор проекта Фекла Толстая больше трех лет координировала кропотливую работу тысяч и тысяч волонтеров, которые оцифровали полный 90-томник сочинений классика. Все его тексты теперь доступны для скачивания в любом формате и для чтения онлайн.

люди
Владимир Толстой торжественно
передает своей супруге,
директору усадьбы «Ясная Поляна»
Екатерине Толстой награду за победу
проекта «Весь Толстой в один клик»
на конкурсе «Книга года».
Фото Александра Плякина

Но так что же рассказывали друг другу литераторы в Доме Волконского на протяжении трех погожих сентябрьских дней? Евгений Чижов порассуждал о неприкаянности писателя-нонконформиста, существующего вне системы либеральных и охранительных парадигм. Владимир Бондаренко, как водится, продолжил вечную тему про Запад, Восток и особый путь России. Владимир Ермаков решил обдумать то же иначе, через анализ гардероба, и прочитал доклад о пиджаках и ватниках. Ленинградец Михаил Кураев вспомнил о блокадном детстве.

Говорили, конечно, и о классиках. Сергей Шаргунов о своем жэзээловском герое Катаеве, Алексей Варламов, заочно полемизируя с Мариэттой Чудаковой, о взаимоотношениях Булгакова и Сталина, Сергей Беляков – о «православном материалисте» Льве Гумилеве, Игорь Волгин – о писательских женах (к сожалению, без автобиографических отступлений).

Но любое выступление так или иначе вращалось вокруг Льва Николаевича. Владимир Березин, к примеру, вспоминая рассказ «После бала», поделился своим занимательным исследованием о шпицрутенах, батогах и бытовавших в старину формах телесного наказания. Людмила Сараскина разобрала немой протазановский скандально-прочертковский фильм о последних днях Толстого, когда-то запрещенный к показу еще живой тогда вдовой и детьми. Павел Басинский презентовал новую книгу «Лев Толстой – свободный человек», Сергей Кузнецов увлеченно рассказывал о феномене фасеточного романа, Анатолий Ким – о толстовском следе в Корее: чего стоят тамошние кафешки «Катюша» (в честь Масловой, а не девушки из песни Исаковского)... Но самые главные, самые глубокие споры шли на аллеях усадьбы, в ресторанчике «Прешпект», под виноградом гостиничной веранды. Кто виноват, куда нам плыть, что происходит в современной школе... Вспоминали, к примеру, какими по-пророчески тревожными были доклады, зачитанные накануне 11 сентября 15 лет назад.

Кроме того, писатели вместе с экскурсоводом погуляли по дальним закоулкам усадьбы, по реконструированной теплице. А вот окунулся ли писатель Березин по своей давней традиции в речку Воронку, осталось неизвестным. Конечно, весь этот оркестр писательских голосов, включая угрюмый шепот Сенчина, просветленный баритон отшельника Кочергина, карельскую хрипотцу Дмитрия Новикова, поставленный звук умных наблюдений Александра Гаврилова и др.) не мог бы случиться без работы координатора многих проектов Ясной Поляны Юлии Вронской. Под занавес встреч, чуть ли не ночью, до нас добрался и запыхавшийся Дмитрий Данилов, так и не успевший поделиться своим загадочным докладом «Читатель как лишняя деталь на этапе создания текста».

А еще под председательством Владимира Толстого традиционно заседало жюри премии «Ясная Поляна», тайно определяло короткий список.

люди
Поэт Юрий Цветков и художник Леонид Тишков
поздравляют Марину Москвину с тем, что ее книга
(в соавторстве с Юлией Говоровой) вошла
в короткий список премии.
Фото Андрея Щербака-Жукова

Вчера, в среду, в Москве, в новом пространстве Театра Наций председатель, а также судьи Лев Аннинский, Павел Басинский, Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Валентин Курбатов, Владислав Отрошенко этот список обнародовали.

Каждый член жюри по очереди представил одного или двух финалистов – тех, кто произвел большее впечатление на них лично. В результате было названо девять книг - шесть в номинации «XXI век» и три – в номинации «Детство. Отрочество. Юность».

Кстати, премия загодя устроила среди читателей букмекерский розыгрыш. Они должны были прочитать текст длинного списка и угадать, какие книги попадут в шорт-лист. Приз для победителя – модный смартфон и приглашение на церемонию награждения. Рассказывать, кого не подвела интуиция, не стану, впереди еще объявление победителя. Уместно заметить, что призовой фонд «Ясной Поляны» составляет 7 млн руб., что превышает общий фонд «Большой книги». Это значит, что это самая крупная ежегодная литературная премия у нас в стране. Так что вместо прощания представляю участников финишного забега:

Номинация «XXI век»

Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока»;

Сухбат Афлатуни «Поклонение волхвов» (см. рецензию в «НГ-EL» от 25.02.16);

Александр Григоренко «Потерял слепой дуду»;

Борис Минаев «Мягкая ткань. Книга первая: Батист. Книга вторая: Сатин»;

Владимир Эйснер «Гранатовый остров»;

Леонид Юзефович «Зимняя дорога» (см. рецензии в «НГ-EL» за 20.08.15 и 17.03.16).

Номинация «Детство. 

Отрочество. Юность»

Марина Москвина, Юлия Говорова «Ты, главное, пиши о любви»;

Марина Нефедова «Лесник и его нимфа»;

Юлия Яковлева «Дети ворона».

Ясная Поляна


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
980
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1158
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1600
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1307

Другие новости