0
3615
Газета Интернет-версия

07.07.2016 00:01:00

Аполлон в розовых облаках

Тэги: проза, жзл, андрей битов, сергей довлатов, иосиф бродский, америка, реализм, постмодернизм, москва, зюскинд, зощенко


проза, «жзл», андрей битов, сергей довлатов, иосиф бродский, америка, реализм, постмодернизм, москва, зюскинд, зощенко Валерий Попов: «Я создал жизнь, какую хотел, и для писателя это главное счастье». Фото из архива Валерия Попова

Прозаик Валерий Попов, несмотря на солидный возраст, бодр, витален и полон планов. В 2015-м к его премиальному списку добавилась Премия им. Гоголя за книгу «Зощенко». С Валерием ПОПОВЫМ побеседовала Мария ПАНКЕВИЧ.


– Валерий Георгиевич, что вы как мэтр скажете о современном литературном мире?

– Было потрясающей удачей в 40-х годах оказаться вместе с Андреем Битовым, Глебом Горбовским, Сергеем Довлатовым… Мы все были почти дворовыми друзьями. Это была какая-то физиологическая непонятная вспышка – столько ярких людей оказалось в одно время и в одном месте и сразу оценили друг друга… Так и возникает культура. Потом нас уже было не запутать: такое детство и юность неповторимы, по-моему, лучше быть не может, восторг уже ничто не отменит. Сейчас такой «могучей кучки» не существует. Время было такое, что писательство казалось лучшей карьерой, и это подтвердилось... В нашей компании был человек, который сказал, что умрет через три месяца. И действительно, он умер через три месяца. Но эти три месяца он с нами ходил неотрывно, он понимал, что это самое главное, что есть в городе – литература и компания литераторов. И действительно, ничего интереснее не было, да и сейчас нет ничего интереснее, но так отчаянно ринуться сейчас боятся, куражу того нет. Причем была и борьба. Мы хоть и ценили друг друга, и потом эти точные оценки каждому очень помогли, соперничали остро.  Один раз мы с Андреем Битовым дрались всю ночь, и это была историческая драка! Он меня ударил по голове деревянным паровозиком с колесиками, схватив его из манежика своей дочки, которая была на даче. Ему показалось, я непочтительно задел эту колыбельку, и он меня ударил этим паровозиком по голове. Мы украли у соседей хлебный нож, и потом он валялся на газоне на улице Маяковского, но не был окровавлен. Мы его не пустили в ход – не было цели убить, лишь – сломить. Но победили оба! Когда я позвонил Андрею утром, он сказал, что нет проблем, нормально отдохнули... С тех пор, когда мы видимся, я спрашиваю, где наш паровозик. Мы были мужественно великодушны – подрались, но не поссорились, так и прожили соперниками-союзниками… И когда я увидел Иосифа Бродского в Америке (он меня туда позвал), я волновался: он уже нобелевский лауреат, а я остался тем же. Но оказалось, что ленинградская память очень важна и для него. Он подошел и радостно сказал: «Валера, ты изменился только в диаметре!» И тогда я понял, что братство сохранилось.

– Ваши рассказы о советских временах искрометны, я с огромным удовольствием их читала.

– Благодать была в том, что сочетались свобода духа и низкие цены эпохи тоталитаризма – мы не только чувствовали свободу, но и могли шикарно ее отпраздновать. Ресторан «Европейский» был наш, мы были там хозяевами, и официанты заигрывали с нами, называли нас по имени-отчеству, давали в долг, обожали. Один раз мы попали в милицию, и ничего, нас отпустили. Милиционеры сказали: «Поэты, писатели, понятный разговор…» Счастливое детство и юность в «Европейском» с витражами, а не в полуподвальном клубе; уважение. Настоящий модерн, Аполлон на розовых облаках – как-то это все поднимало. Мы рано обнаглели, и наглости хватило до конца жизни – уверенность в том, что ты что-то значишь. Это и зарядило мою прозу всемогуществом, весельем.

– Недавно Павел Крусанов в интервью говорил о том, что тема маленького человека уже всем надоела, что ему не хватает большого человека, героя…

– Сейчас есть такая тенденция – возрождение соцреализма в литературе. Захар Прилепин это наиболее четко проявил. На мой взгляд, это уничтожение приоритета интеллигентности. В наше время ценилась исключительность, к этому стремились и писатели. А сейчас их сбивают на массовость. И в то же время это не настоящий реализм, а постмодернистский, «как бы босоногое детство». И эта «тесная компания» сверхуспешна, все призы ее! А настоящий реализм задвинут так, что если он и есть (а он встречается), его даже в магазины не берут.

– Чего не хватает сейчас русской литературе, если говорить о форме? Может быть, это должен быть мощный роман?

– В торопливый век, когда штампуешь вместо писем e-mail, а деепричастные обороты стали буквально неприличными, когда пропадают запятые и все сжимается, роман, пожалуй, не потянуть даже читателю. Все легчает, мельчает, дробится, и поэтому роман (настоящий роман!) сейчас просто провалится, его никто даже не осилит. Может, только страниц в 60, и в один слой, а не как раньше, многослойные, как шесть томов «На сопках Маньчжурии», которые я читал весь седьмой класс: министры, солдаты, деревенские вдовы – такой роман не случится сейчас, в наше бессобытийное время, в эпоху хоть и передовых, но весьма примитивных связей. Единственное, что сейчас может появиться радостного – и это единственное, что мне интересно, – ничем не объяснимое появление нового таланта, который все увидит изумительно, потрясающе!

– Питер я считаю слабее Москвы по части раскрутки, организации премий – всего того, от чего писатель выглядит успешным.  Как считаете, дело в пиаре или отсутствии удали у питерцев? В Москве книжные мальчики и девочки с горящими глазами устраивают книжные фестивали,  там больше интереса, выше зарплаты в конце концов. 

– Да, признаю. Писать лучше всего в нашем городе, здесь как-то дух высокий. А продавать, конечно, в Москве. Оттуда легче попасть в модный список. У нас, конечно, тусовка не та. Интеллигентные дети читают, но чаще всего это какой-нибудь раскрученный норвежец, воплощающий какой-нибудь модный «изм». Типа он пишет почти как Зюскинд. Такого повального и азартного литературного «обжорства», как в Москве, у нас и близко нет.

– В Петербурге есть премия «Национальный бестселлер», недавно появилась всероссийская премия «Гонорар», проходил Большой книжный салон… А какие премии нравятся вам?

– Все, особенно Государственная премия Российской Федерации, что повысила мою пенсию в три раза! Мне ее вручали в Белом доме. Но при этом нельзя работать: если заключаешь договор на какой-то роман, могут снять надбавку к пенсии. Это наказание за творчество нужно отменить, а то только достиг, и надо сворачиваться? Ну нет уж! Азарт жжет, и утром бежишь за компьютер, порой даже без чая, если за ночь что-то придумал. Когда я ехал из Москвы, придумал в поезде одну фразу, сразу написал в журнал «Октябрь», где тогда уже сверстали мою повесть «Через Лету и обратно», и спросил редактора, нельзя ли ее вставить. Герой на грани морга знакомится в больнице с санитаркой. Там такая битва культур, что переходит в бурный секс, и когда все кончается, он говорит: «Достучаться до тебя можно только таким способом». Фраза неприличная, но точная. Сейчас главное – достучаться. А премии мне нравятся все, хотя и ругать можно все. В «Нацбесте», например, поражает, что в финале оказывается список монстров, пишущих ужасно. Обычно лишь одна хорошая книга, которая и побеждает. А остальные откуда? Склонность «Нацбеста» к хулиганству, дерзости? Но финалисты, как правило, еще и смертельно скучны. Это нарочно?

– Основная проблема молодых авторов – невозможно заработать только писательством. Что бы вы посоветовали?

– Наслаждаться литературой и плевать на трудности. У меня на балконе в Купчино стоял куб хека, я отрубал от него куски, жарил и дальше писал. Больше еды не было никакой! А за пустырем была сберкасса, и могло быть, что уже перевели аванс, но мне было жалко времени сходить и проверить. Это счастье, которое не связано тесно с едой и прочим. Почувствовать это счастье и азарт, а деньги потом насыплются. Главное – твое наслаждение передастся книге и она будет «вкусна». Меня спрашивают: «Как ты жил, почему не умер? По всем финансовым расчетам ты должен был умереть!» Я питался литературой, ее соками, не дожидаясь гонорара, а иногда и не получая его. Много лет у меня выходило по одному рассказу в год в журнале «Аврора». Только он меня и печатал, летом, потому что городское начальство было в отпуске. И при этом помню себя и в ресторанах, и в вытрезвителях. Где деньги брались – не знаю! Жизнь писателя полна чудес, и в основном позитивных. Так что литература кормит и поит в переносном, а иногда и в буквальном смысле.

– Расскажите о ваших последних работах.

– «Через Лету и обратно» напечатали в 4-м номере журнала «Октябрь», первая глава называется «Новая Муза». Я увлекся «ЖЗЛ» и написал о Довлатове, Лихачеве и почему-то о Зощенко в «Молодую гвардию». Наверное, что-то произошло у меня в жизни, что спустя четыре года я снова стал писать прозу. Не надо писать медленно, но и торопиться не стоит. Нужно поймать движение, событие. «Высиживать» книжку не получится, что-то должно произойти. Поэтому важно, что в такие годы я почувствовал какое-то четвертое дыхание. Литература это спасение. Я там уже описал свой уход из жизни, чуть иронично, и мне теперь не страшно. У героини там телефонная религия, и любовь выкладывают в Сеть, при этом приспосабливая к жутким сетевым шаблонам. И – мгновенный резонанс! Соблазн героя – писателя: метнуться туда. А то пишешь роман год, ждешь рецензий еще год, а в Сети раз – и у тебя 100 рецензий за час. Причем лучше «вешать» гадости! Быстро снять, запостить, получить кучу лайков – и ты знаменитость. Потом герой падает, ударяется головой о стену, его подруга снимает это на видео и предлагает ему оформить это как его смерть. Главное теперь – то, что в Сети! В кадре – уважаемые люди, звезды современной литературы, а на настоящих похоронах к тебе придут в лучшем случае два старика. А тут ты погиб на виду у всех, и это лучшее, что может с тобой случиться! И он соглашается, но просит еще немного пожить. Последний живой писатель попал в Сеть и борется с нею! Надеюсь, это не последняя моя вещь. Подзаголовок ее – «Запоздалый шестидесятник», потому что это крепкая сволочь, активная, хитрая, использующая все, что с ним происходит, для рекламы, для своих сюжетов. Эта порода сражается с современной гидрой флешмобов и прочей электронной «сивухи».

– Какие качества вы, как писатель, хотели бы сформировать у нашего поколения посредством своих историй? Что пробудить в читателе?

– Чувство надежды. Жизнь прекрасна, а ее сейчас почему-то, говоря тюремным языком, «опускают». Все хотят жить неплохо, а пишут чернуху: мы гибнем, никто ничего не читает, народ одичал, спился… Я должен нести свет – вот моя задача. В одной колонке я писал о гастарбайтерах. Что дворник толстый, наглый, не здоровается, слышна с утра во дворе чужая речь… Потом сел в троллейбус, и там все смотрят в мобильники, и никто не смотрит на человека. И только молодой узбек уступил мне место. Я подумал – вот это уже мое! Когда ты пишешь долго и упорно, жизнь идет по твоим канонам.

– Получается, можно жизнь запрограммировать?

– Конечно! Моя жизнь – это то, что я сочинил, железно! «Поповские» сюжеты реально происходят. Продолжаю историю: я еду в троллейбусе, пишу на какой-то глянцевой программке, ручка кончается, я чиркаю, чиркаю, думаю – вот, кончилась моя жизнь, кончились чернила… И кто-то трогает меня за плечо, и этот же молодой узбек, который уступил мне место, протягивает мне… ручку! Судьба меня снова оценила – вручила перо! Это моя этика и эстетика, типичный мой парадоксальный сюжет, и он – воплотился! Мои сюжеты сбываются. Я создал жизнь, какую хотел, и для писателя это – главное счастье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
805
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1065
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
851
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
694

Другие новости